Найти тему
Город на память

«Город на память». 796. Московский редевелопмент. ЗИЛ

11 марта 2023 года/
Проект планировки промышленной зоны «ЗИЛ» был принят в 2013 году ещё до полной остановки сборочного производства и сразу же началась подготовка стройплощадок. В новом районе на месте Автозавода имени Лихачёва предусмотрено строительство жилья, социальной и транспортной инфраструктуры, офисов, спортивного кластера «Парк легенд», благоустройство, озеленение территории и набережной Москвы-реки. Освоение обширной автозаводской земли будет продолжаться ещё не один год, но первые итоги редевелопмента промзоны уже можно подвести.

В конце ХVIII века Тюфелева роща принадлежала архитектору Николаю Львову, который построил на своей земле первый завод, который производил картон. Спустя сотню лет Москву охватил бум промышленного строительства, половина сосновой рощи оказалась вырублена под промпредприятия - кожевенный завод Торгового дома «Волк и К» и химический завод Русского акционерного общества «Шеринг». В 1879 году был основан кожевенный завод инженера Матвея Малкиеля, в 1881 - завод грунтовых красок Сергея Сенежского, в 1892 - цементный завод «Эмиль Липгардт и К», в 1893 - завод инженера Александра Бари, в 1896 - завод купца Альберта Гана, в 1910 - кожевенно-лайковый завод Торгового дома «Тимистер и К».

-2

Вырубку Тюфелевой рощи довершили братья Рябушинские сотоварищи, основавшие в 1916 году первый в Российской империи автомобильный завод «АМО». Советская власть национализировала производство и вложила значительные средства в его развитие, за последующие десятилетия на территории Завода имени Лихачёва (Завода имени Сталина) построено около 1000 различных объектов. Номенклатура продукции и объёмы были так велики, что производство зиловских моделей передавали и в другие города - грузовые автомобили в Миасс (во время эвакуации), автобусы - в Ликино, бронетранспортёры - в Брянск, бескапотные грузовики - в Набережные Челны. Помимо автомобилей ЗИЛ производил бытовые товары: в разные годы это были холодильники, велосипеды, гантели, детские игрушки, наборы инструментов, а в девяностые отливали церковные колокола.

-3
-4

Как и другие советские заводы-гиганты, ЗИЛ был ориентирован на плановую экономику, после развала Союза лишился партнёрских связей, привычных рынков сбыта и оказался в кризисе. Акционирование не спасло предприятие, конвейеры остановились и в год столетнего юбилея завода «АМО»-ЗИС-ЗИЛ на его территории уже хозяйничали строители.

-5
-6
-7

«Десять лет назад территория бывшего завода имени Лихачёва представляла собой почти 630 га заброшенных производственных корпусов, сданных в аренду складов, разбитых дорог. Однако уже сейчас мы видим, как здесь формируются комфортные, современные кварталы с социальной и деловой инфраструктурой», – рассказывает на сайте stroi.mos заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

-8

«Здесь реализуется один из крупнейших проектов реновации промзон не только в нашей стране, но и в мире. На месте бывшего завода имени Лихачёва будут проживать около 90 000 человек, примерно столько же создано рабочих мест»,- добавляет Сергей Собянин. Территория ЗИЛа поделена на отдельные участки и на каждом из них работает девелопер. Проекты инвесторов отличаются друг от друга, имеют разную направленность и функциональное назначение, однако вместе они формируют полноценную городскую среду, в которой хочется жить, работать и отдыхать.

-9

Главной магистралью района стал проспект Лихачёва, названный в память об Иване Лихачёве (1896–1956) — организаторе советской автомобильной промышленности, директоре автомобильного завода. Другим улицам присвоены имена советских архитекторов и художников-авангардистов, а также фабрикантов Рябушинских.

-10

После электрификации МОЖД по кольцу открылось движение электричек Московского центрального кольца. Вблизи жилых новостроек построена станция ЗИЛ, а одноимённая платформа на Павелецком направлении во избежании путаницы переименована в Тульскую.

-11
-12

Стройплощадка станций метрополитена «ЗИЛ» Троицкой и Бирюлёвской линий

-13

Улица братьев Рябушинских, жилой квартал «Парк Легенд» с квартирами. Возможно, новосёлам интересно узнать, какой именно заводской корпус находился на месте их дома и сайт старых фотографий подобное любопытство способен удовлетворить.

Смотрите старые фотографии. Ковочный штамп в Главном кузнечном цехе. 1960-1963 гг.:

1960—1963 Интерьер Главного Кузнечного цеха ЗиЛ

-14

Проектируемый проезд № 7012А, квартал «Парк Легенд» с апартаментами и офисами

Автосборочный цех. 1956-1957 гг.:

1956—1957 На сборочном конвейере ЗиЛ

-15
-16

Проспект Лихачёва, 15

-17
-18
-19

Улица Архитектора Леонидова, строящийся корпус № 10 жилого комплекса «ЗИЛАРТ», который займёт значительную часть территории «ЗИЛ-Север» и будет состоять из 30 домов средней и многоэтажной застройки, офисов и магазинов, детских садов и школ.

-20

Улица Архитектора Леонидова, строящийся корпус № 9 жилого комплекса «ЗИЛАРТ»

Литейный корпус. 1960-1970 гг.:

1960—1970 ЗиЛ. Оборудование Литейного цеха

-21
-22

Парк «Тюфелева роща» создан по проекту ландшафтного дизайнера Джерри Ван Эйка и напоминает парк «Зарядье» в миниатюре - это приятное место для прогулок, где имеются павильоны, пергола со смотровой площадкой и декоративный пруд, оказавшийся на момент съёмки обезвоженным. Кстати, его назвали Лизин пруд по историческому водоёму, находившемуся довольно далеко отсюда и в котором утопилась героиня романа Карамзина «Бедная Лиза». На всякий случай новый пруд сделан неглубоким. С 1930-х годов это пространство занимали литейные цеха, электросиловой цех и склад горюче-смазочных материалов, а ещё раньше здесь шумели сосны Тюфелевой рощи, так что название самого парка оказалось вполне в тему.

-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29

Бульвар Братьев Весниных, строящийся филиал санкт-петербургского «Эрмитажа» с атриумом, выставочными залами, конференц-залом, рестораном.

-30

Бульвар Братьев Весниных, 2 - корпус № 8 жилого комплекса «ЗИЛАРТ»

-31
-32

Улица Архитектора Щусева, 2к2 привлекает внимание разнообразным оформлением фасадов.

Прессовый корпус. 1970-1980 гг.:

1970—1980 Лонжероны. Прессовый корпус

-33
-34
-35
-36

Улица Архитектора Щусева, 3

-37
-38
-39

Проспект Лихачёва, 11 - экспериментальная школа-гигант рассчитана на 2500 учеников и разделена на три блока: начальная школа, старшая школа и культурно-спортивный блок.

Моторный корпус. 1964 год:

1964 В Моторном корпусе ЗиЛ

-40
-41

Улица Архитектора Голосова, церковь Ксении Петербургской. Сейчас церковь размещается буквально на строительной площадке жилого квартала, но через несколько лет по проекту Дениса Римши здесь планируется возвести белокаменный храм, рассчитанный на 500 верующих.

-42
-43

Автозаводская улица, 18 - торгово-развлекательный центр «Ривьера» построен на месте Автотранспортного цеха.

Автотранспортный цех. 1958-1960 гг.:

1958—1960 Вид с крыши гаража в сторону Автозаводской улицы

-44

Парк на набережной Марка Шагала находится на стадии благоустройства, здесь уже открылись детские площадки, проложены велодорожки и терренкуры (так называют тропинки для ходьбы или пробежек по гористой местности). В перспективе запланированы пристань для прогулочных теплоходов, плавучие сады на понтонах, ландшафтные композиции со скульптурами, спа-комплекс.

Набережная использовалась как открытая складская площадка. 1971 год:

1971 ЗиЛ. Складской комплекс

-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56

Набережная Марка Шагала, 1к1, корпус № 1 жилого комплекса «ЗИЛАРТ»

-57
-58

Набережная Марка Шагала, 1к2

-59
-60

Набережная Марка Шагала, 11

-61
-62

Набережная Марка Шагала, 13

Корпус Двигатель-3. 1973-1988 гг.:

1973—1988 Интерьер корпуса Двигатель-3 ЗиЛ

-63

Так выглядит прибрежная территория «ЗИЛ-Юг», на которой планируется реализовать проект жилого квартала Shagal. Комплексное развитие территории позволит жить, работать, учиться и отдыхать в одном районе.

-64
-65
-66
-67
-68

Руины автосборочного корпуса (1974)

Автосборочный корпус. 1974-1978 гг.:

1974—1978 Линии сборки АСК ЗиЛ

-69
-70

Первая очередь теплоэлектроцентрали ЗИЛ построена в 1937 году, вторая - в 1980-м. На энергетической площадке также располагались топливные резервуары, котельные, склады, а со стороны железной дороги на погрузочно-разгрузочном терминале станции Кожухово сотни новеньких автомобилей ждали своей очереди на механизированную погрузку на железнодорожные платформы.

Отправка готовой продукции. 1933-1934 гг.:

1933—1934 Отправка готовой продукции потребителям

Готовая продукция. 1950-1953 гг.:

1950—1953 Готовая продукция

-71
-72

На берегах затона Новинки портовые краны обслуживали грузовые баржи.

-73
-74

На улицах пока немноголюдно, но строительство продолжается и по его завершении в районе получат квартиры десятки тысяч новосёлов. Интересно, что в ранних публикациях в СМИ в 2014 году речь шла о 38 000 жильцов, в 2017 году Собянин объявил новые данные - 77 000, а в 2022 году мэр повысил планку до 90 000 жителей. Работница химчистки Людмила Свиридова в исполнении Ирины Муравьёвой прокомментировала бы это так: «Все в Москву лезут, будто она резиновая» (фильм «Москва слезам не верит», 1979).

-75
-76
-77
-78
-79
-80
-81

Фотографии: Евгений Чесноков

-82

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #история #архитектура #зил #новостройки