Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 741. Московский редевелопмент. Завод «Знамя труда»

22 сентября 2022 года/

Ещё до Октябрьской революции на Петербургском шоссе вблизи аэрополя Московского Общества воздухоплавания были построены ангары завода «Дукс», производившего аэропланы «Ньюпор» и «Фарман», а также дирижабли, гидропланы, аэросани и велосипеды. Основное производство базировалось на Ямском поле, а на Ходынке проводились лётные испытания. После установления в России Советской власти владелец «Дукса» Юлий Меллер эмигрировал, но созданное им предприятие не погибло и превратилось в крупнейший авиационный завод.

Расположение производственных площадей возле аэродрома оказалось оптимальным - самолёты выкатывались из сборочного цеха и сразу попадали в родную стихию, на рулёжные дорожки и взлётную полосу. Директором Московского авиазавода № 1 Осоавиахима был назначен Павел Воронин. Здесь же открылись конструкторские бюро Николая Поликарпова, Сергея Ильюшина, в 1939 году основано Опытное конструкторское бюро Артёма Микояна и Михаила Гуревича («МиГ»).

За свою долгую историю производственная территория не раз делилась между конструкторскими бюро и меняла названия - Завод № 1 Осоавиахима, Государственный авиационный завод № 1, Государственный авиационный завод № 30, авиационный завод № 39 имени Менжинского, завод № 381 НКАП, ММЗ «Знамя труда», Московское авиационное производственное объединение (МАПО), Производственный центр имени П.А.Воронина. К примеру, завод № 1 вместе с конструкторским бюро эвакуировался в Куйбышев, а весной 1942 года вернулся в столицу уже под новым названием - Опытный завод № 155. А в 1950 году произошло слияние заводов № 30 (Ильюшин) и № 381 (Микоян и Гуревич).

Смотрите старые фотографии. Сборочный цех завода «Дукс». 1918-1920 гг.:

1918—1920 Московский авиационный завода "Дукс". Сборочный цех завода

Опытный истребитель ЦКБ-12 на территории авиазавода № 1. 1933-1934 гг.:

1934 Опытный истребитель ЦКБ-12 на территории авиазавода № 1

В октябре 1941 года, когда немецко-фашистские оккупанты приблизились к Москве, Павел Воронин получил приказ взорвать авиационные заводы, чтобы не отдать производство в руки врага. Однако директор обратился лично к Сталину и убедил Верховного отложить выполнение приказа. Фашисты были отброшены в ходе контрнаступления Красной армии, а в цехах сохранённого завода продолжался выпуск продукции для фронта.

Сборка ИЛ-2. 1944 год:

1944 Сборка Ил-2

-2
-3
-4

В послевоенные годы здесь создавались первые в СССР реактивные истребители МиГ-9 и МиГ-15, выдвинувшие конструкторское бюро Микояна в число мировых лидеров реактивного самолётостроения. Общий объём выпуска самолётов МиГ авиационными заводами (в Москве и филиалах в других городах) превысил 55 000 машин более 400 типов и модификаций.

Сборочный цех авиазавода. 1995 год:

1995 Сборочный цех авиазавода

Конструкторское бюро Ильюшина знаменито не только «летающим танком» - штурмовиком Ил-2, или реактивным бомбардировщиком Ил-28, основной ударной силой фронтовой авиации СССР, но и линейкой гражданских лайнеров нескольких поколений для местных и магистральных воздушных линий. Самолёты марки «Ил», наряду с разработками Туполева и Антонова, стали флагманами советской гражданской авиации.

Самолёты ИЛ-18 в сборочном цеху. 1968-1969 гг.:

1968—1969 Сборочный цех авиазавода

В декабре 2019 года Президент РФ Владимир Путин поздравил российскую самолётостроительную корпорацию «МиГ» с 80-летним юбилеем: «В стенах предприятия создаются самые современные, конкурентоспособные образцы летательных аппаратов, такие как многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-35, усовершенствованный истребитель-перехватчик МиГ-31. Уверен, что ваш коллектив будет и впредь достойно решать поставленные задачи, вносить весомый вклад в укрепление обороноспособности и национальной безопасности страны».

Грядущие задачи авиаконструкторы будут выполнять в филиалах в других городах, а историческая заводская территория на Ходынском поле подлежит редевелопменту, то есть преобразованию промзоны под современные запросы города. События могут развиваться по разным сценариям, к примеру, дореволюционные архитектурные ансамбли обычно сохраняют и реконструируют под лофты, а советские индустриальные здания идут под снос (ЗиЛ, «Серп и Молот») с последующей коммерческой застройкой. Как вариант, в цехах можно устроить технопарк для арендаторов - небольших промпредприятий (подобная схема используется на заводе «Калибр» и на АЗЛК).

Про достижения советского авиастроения можно много рассказывать, но этот сюжет посвящён не истории завода, а промышленной архитектуре, и не только промышленной, ведь авиационный завод построил для своих сотрудников жилые дома, школы, поликлиники.

Смотрите старые фотографии. Посёлок кооператива «Дуксстрой». 1926 год:

1926 Посёлок кооператива "Дуксстрой". Вид с Беговой улицы

Дома для рабочих, построенные в первое десятилетие советской власти на пересечении Ленинградского шоссе и Беговой улицы, не сохранились - на этом участке в 1978 году вырос экспериментальный «Дом-сороконожка» архитектора А.Меерсона.

Смотрите старые фотографии. Р.Ж.С.К.Т.«Дуксстрой». 1928 год:

1928 Р. Ж. С. К. Т. «Дуксстрой». Дом по Ленинградскому шоссе

-5

Беговая улица, 34 - панельный жилой дом серии «Лебедь» (1973-1978, архитектор А.Меерсон) мог стоять на берегу Химкинского водохранилища, но реализовать проект там не удалось, вероятно, по причине зыбучей прибрежной почвы и архитектор предложил идею кооперативу Московского машиностроительного завода «Знамя труда». После некоторой правки проект оригинального дома на ногах из монолитного железобетона был одобрен заказчиком. Хотя столь брутальный стиль в архитектуре нравится не всем, надо отдать должное эксперименту Меерсона.

-6
-7
-8

Беговая улица, 17к2 - общежитие рабочих завода «Дукс» (1938). Здание барачного типа оказалось во дворе жилого квартала, застроенного ведомственными многоэтажными домами.

-9
-10
-11
-12

Беговая улица, 17к1 - жилой дом (1940), в котором в 1942-1975 годах жил Михаил Гуревич, авиаконструктор самолётов МиГ.

-13
-14

Беговая улица, 13 - жилой дом (1946)

-15
-16

Беговая улица, 15 - жилой дом (1950) в середине квартала к заводу не имел отношения и построен кооперативом артистов Большого театра.

-17

1-й Боткинский проезд, 2 - жилой дом (1940)

Жилой квартал. 1941 год: https://pastvu.com/p/47694

Фонтан во дворе. 1955-1956 гг.: https://pastvu.com/p/61259

-18
-19
-20
-21

1-й Боткинский проезд, 4 - жилой дом (1940)

-22
-23

1-й Боткинский проезд, 6 - жилой дом (1952)

-24

В арке размещены копии советских афиш.

-25
-26

2-й Боткинский проезд, 8 - медсанчасть завода «Знамя труда», профилакторий и стационар (1960)

-27

1-й Боткинский проезд, 7А - школа фабрично-заводского ученичества (1933), профессионально-техническое училище № 5, Политехнический колледж

-28

1-й Боткинский проезд, 7 - общеобразовательная школа № 698 (1953) с углублённым изучением математики в авиационных классах, лицей № 1550

-29

1-й Боткинский проезд, 7с1 - заводская фабрика-кухня (1927–1928, архитектор А.Мешков), конструктивистское здание, объект культурного наследия регионального значения.

Фабрика-кухня. 1934 год:

1934 Фабрика-кухня в Боткинском проезде

Обеденный зал фабрики-кухни. 1934 год:

1934 Фабрика-кухня. Боткинский проезд. Столовая

-30

Ленинградский проспект, 33А - жилой дом (1964, архитектор Леонид Карлик), как и соседние дома, построен для сотрудников завода «Знамя труда». Его продолговатый фасад отгородил заводские цеха со стороны Ленинградского проспекта. Значительное количество однокомнатных квартир предназначалось для малосемейных рабочих, двери «однушек» выходили в длинные узкие коридоры. А в центральной части располагались просторные холлы с лифтами, причём сотрудники могли отсюда выйти сразу на территорию завода, - уникальный случай, когда дорога от дома до работы вообще не занимала времени.

-31
-32
-33
-34

Фюзеляжный цех (1934) - единственное производственное здание завода «Знамя труда», выходящее фасадом на проспект. Остальные корпуса сконцентрированы в индустриальном квартале между 1-м Боткинским проездом и Ходынкой.

Мэр Москвы Сергей Собянин утвердил проект застройки располагавшегося на Ходынском поле предприятия Авиатехснаб, на месте которого вырастут жилые кварталы, а в непосредственной близости с РСК «МиГ» уже возведены апартаменты и офисно-деловой центр «Искра-Парк» (новостройка возвышается над фюзеляжным корпусом).

-35
-36
-37

Проходная завода «Знамя труда»

-38
-39

Проходная завода «Знамя труда»

За советские десятилетия здесь сложился мощный научно-производственный кластер РСК «МиГ», состоящий из Инженерного центра «ОКБ имени А.И.Микояна» с конструкторским бюро, Корпоративного центра РСК «МиГ», занимавшегося стратегическим развитием предприятия, и Производственным комплексом № 2. Однако после закрытия в 2003 году аэродрома имени Фрунзе (Ходынского аэродрома) появились планы вывода из Москвы и авиастроительного комплекса «МиГ». Производство самолётов этого бренда продолжится в Луховицах, Нижнем Новгороде и Калязине.

Поначалу отдельные цеха сдавали в аренду, затем началась распродажа недвижимости (как выяснил Следственный комитет России, это происходило не всегда законным образом), а в 2014-2015 годах были озвучены масштабные планы девелоперских компаний, имевших виды на заводскую землю. Бывший завод выставляли на торги, цена вопроса составила 35-40 миллиардов рублей и эта сумма отпугнула частных инвесторов. В итоге территорию, занимающую свыше 82 гектаров, приобрёл город под коммерческую застройку. Летом 2022 года Градостроительно-земельная комиссия дала добро на разработку проекта планировки нового микрорайона.

-40

После фактического закрытия предприятия и демонтажа оборудования Музей РСК «МиГ» проводил экскурсии, на которых можно было попрощаться с приговорённой к сносу индустриальной архитектурой.

Здесь пока сохраняются дореволюционные здания Технического отдела Московского общества воздухоплавания, Московской школы воздухоплавания, в которой учились первые российские, а потом и советские пилоты. Не меньшую ценность представляет и ансамбль зданий Завода № 39 имени Менжинского, построенный для конструкторского бюро Сергея Ильюшина. Каждый из его цехов не только поражает размерами, но и имеет красивую и сложную систему перекрытий.

-41

Корпус № 47 построен в 1916 году для одноэтажного вокзала конечной станции маршрута конки, а для размещения авиационной школы был надстроен вторым этажом.

-42
-43

Сохранившееся служебное здание снесённой Ходынской водокачки 1871 года. Ходынская водокачка с артезианской скважиной давала городу 180 тысяч вёдер ежедневно, но качество воды было низким и после ввода в эксплуатацию Москворецкого водопровода её упразднили. Архитектор готического промышленного сооружения остался неизвестен. Почти весь ансамбль был снесён в 1930-е годы.

Ходынская водокачка. 1913-1914 гг.:

1913—1914 Упраздненная Ходынская водокачка. Общий вид

-44
-45
-46

Вблизи проходной на видном месте установлена таблица выполнения плана.

-47
-48

Аллеи, проложенные между корпусами, украшены памятниками и скульптурами.

-49
-50
-51
-52
-53

Самое крупное здание построено в 1930-е годы, это Цех № 38 окончательной сборки («Монолит»), располагающий огромными воротами в сторону Ходынки, из которых на аэродром выкатывали самолёты. Помимо производственных цехов на территории располагались лаборатории, научно-технический отдел, склады.

-54

Ворота и выезд на Ходынский аэродром

-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72
-73
-74
-75
-76
-77
-78
-79
-80

Волонтёры эвакуировали с заброшенной территории 130 кошек, живших на заводе.

-81

Фотографии: Евгений Чесноков

-82

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #история #архитектура #редевелопмент #промзона #знамятруда