Pink Floyd всегда тяготели к ярким представлениям. Одними из первых они организовали мощное светошоу в конце 60-х годов, выступали внутри древнего амфитеатра в легендарных Помпеях в 1971 году, разрушили 10-метровую стену, построенную прямо на сцене во время турне по Америке.
Но их концерт на плавучей сцене в Венеции летом 1989 года должен был затмить всё, что было до этого. По сути, так до них не выступал никто, и это действие приковало к группе всеобщее мировое внимание сразу после анонса.
Концерт на воде
Собственно, идея с плавучей сценой возникла не из-за стремления к гигантизму и спецэффектам. Просто группа очень хотела выступить в Венеции, но подходящего для этого места в городе не нашлось. Самой большой открытой площадкой была старинная площадь Сан-Марко, но она даже приблизительно не смогла бы вместить всех желающих услышать живьем легендарных Pink Floyd. Тем более, что выступление предполагалось бесплатным — все расходы на его проведение взяла компания спутниковой связи, которая должна была транслировать шоу на весь мир. От музыкантов требовалось только сыграть концерт, выбрав для этого подходящее место.
И они выбрали. Вот только венецианские власти поначалу оказались категорически против проведения концерта в их старинном городе. Высказывались опасения, что звук может повредить венецианскую мозаику, да и вообще негоже выступать с "сатанинской музыкой" напротив католических святынь. Но все решило магическое слово "бесплатно". По сути, властям не надо было тратиться ни на что — Pink Floyd пообещали провести концерт на воде, баржу со сценой не подгонять вплотную к набережной канала, а громкость музыки убавить почти вполовину. От властей требовалось только организовать пребывание людей. А это размещение, туалеты, уличная еда и прочая сопутствующая инфраструктура.
Как рассказывал потом мэр Венеции Антонио Касселати, он не сильно беспокоился о возможных проблемах. Ведь на время проведения ежегодного карнавала в Венецию всегда пребывает много туристов и город прекрасно справляется с их размещением. Но мэр был далек от рок-музыки и не знал масштабов истиной популярности Pink Floyd. К тому же концерт был бесплатным, а это означало, что любому европейцу достаточно было потратиться лишь на билет до Венеции, чтобы увидеть любимую группу.
Накануне
В "час X" в "городе каналов" собралось 200 тысяч человек. И это были не туристы, приезжающие поучаствовать в карнавале и равномерно разбредающиеся по всему городу. Это были фанаты группы и собрались они в одном месте — на площади Святого Марка и окрестных улочках. Стоит ли говорить, что такой концентрации людской массы в Венеции не было никогда за всю ее историю.
Те, кто был попроворнее, сумели заранее арендовать гондолы и с комфортом смотреть шоу на воде перед сценой. А в основном людям приходилось давиться в толпе, забираться на старинные фонари, на памятники и рельефные детали древних зданий.
Многие приехали за ночь до концерта и тут возникла проблема размещения. Уютные венецианские гостиницы, конечно, работали, но они все были маломестными, да и к тому же недешевыми. Поэтому молодежь, не имея достаточно средств, ночевала прямо на улицах. Но проблема ночлега оказалась мелочью по сравнению с нужным количеством туалетов. Кто-то их просто не мог найти, кто-то не желал стоять огромную очередь, а некоторые просто не хотели покидать занятое на площади удобное место. Увы, но центр Венеции быстро стал превращаться в помойку. Наверное, самым главным символом этой вакханалии можно считать видео, на котором мужчина справляет нужду на двери старинного храма.
Пострадавшая Венеция
Сам концерт прошел великолепно — Pink Floyd были на высоте и отыграли заявленные полтора часа. Несмотря на громкость в 60 дБ (против обычных 100 дБ), звуки музыки хорошо разносились над водой и слышно выступление было всем. Но вот то, что было после концерта, можно описать одним словом — разруха.
Наутро Венеция представляла собой жалкое зрелище. Вид города напоминал нашествие варваров. Погнутые ажурные фонари, оторванные старинные настенные плитки, граффити на стенах и памятниках и тошнотворный запах загаженной площади.
И мусор... Им было засыпано все, куда можно было дотянуться — узкие улочки, пьедесталы памятников, каменные мостовые... А на глади каналов мусор качался ровным слоем, полностью покрывая собой воду. Впоследствии оценили его количество — 300 тонн отходов. На уборку потребовалась неделя.
Но это уже организовывало новое городское правительство. То, которое разрешило концерт и так отвратительно подготовила к нему город, в полном составе ушло в отставку. Уже на следующее утро после концерта около мэрии Венеции собрался стихийный митинг горожан. Они скандировали, что чиновники "превратили Венецию в помойку" и требовали их ухода. В тот же день это и произошло.
А что же сами Pink Floyd? В одном из интервью журналу "Classic Rock" Дэвид Гилмор дал такую оценку этим событиям:
В совете Венеции было много разногласий. Одни люди там хотели убрать других, и они использовали эту ситуацию, чтобы дискредитировать их. Мы были политическими пешками.
Так это или нет, никто теперь точно и не скажет. Но Вальпургиеву ночь образца 15 июля 1989 года жители Венеции запомнили навсегда.
История знает немало примеров, когда непродуманная организация шоу приводила к трагическим последствиям. Взять хотя бы невинный по своей сути процесс запуска в небо воздушных шариков 👇:
(При написании статьи была использована информация с сайтов: rockfm.ru; blues-in-rock.livejournal.com; fishki.net)