Найти тему

Как мошенники разводят клиентов подсанкционных банков

В эпоху экономической нестабильности телефонное мошенничество набирает все новые обороты. Вместе с этим растет и информированность банковских клиентов о возможных угрозах. Более бдительных людей больше не развести простыми уловками. Новые обманные схемы придумываются уже на основе актуальной повестки, что делает их более изощренными.

Очередным поводом для злоумышленников стали последние санкции в отношении российских банков.

Десятый пакет ограничительных мер был согласован Евросоюзом в конце февраля 2023 года. Помимо прочих компаний, под ограничения попали три крупных игрока российского рынка – Альфа-банк, Росбанк и Тинькофф Банк.

Не прошло и недели, как их клиентам начали поступать звонки от мошенников. Злоумышленники выдают себя за сотрудников банков, умело убеждая жертв в том, что из-за санкций их деньги находятся под угрозой “заморозки”. Чтобы этого не произошло, они предлагают перевести средства на другой, якобы безопасный счет.

На самом деле, как заявляют сами кредитные учреждения, из-за введенных рестрикций счетам клиентов ничего не грозит. Банки готовились к такому развитию событий, и для большинства пользователей вызванные санкциями изменения будут незаметны. Неудобства могут возникнуть только у тех россиян, которые переводят деньги за границу.

Тем не менее в страхе потерять свои сбережения некоторые все-таки поверили новым злоумышленникам. Опрос финансового маркетплейса “Выбери.ру” показал, что 9% опрошенных перевели деньги третьим лицам, не уточнив, кто им действительно позвонил.

Как обезопаситься от телефонных мошенников

Сообщение тревожной информации – один из основных способов давления мошенника на жертву. Злоумышленники специально нагнетают ситуацию, рассказывая о возможной потере денег, чтобы заставить растерянного человека выполнять любые их указания. В состоянии испуга легче совершить необдуманный поступок, поэтому даже осторожные и осведомленные потребители иногда попадаются в сети телефонных жуликов. При этом почти 70% пострадавших осознают произошедший обман уже в течение одних суток после инцидента.

Если вам звонят и сообщают подозрительную информацию, связанную с вашими финансами, не спешите сразу выполнять просьбы собеседника. Избежать неприятностей помогут несколько правил:

  1. Положите трубку и свяжитесь с представителями банка, из которого вам якобы звонили. Уточните, есть ли у вас реальный повод для беспокойства – в большинстве случаев окажется, что вы действительно разговаривали с мошенником.
  2. Для дополнительной защиты подключите опцию определения подозрительных звонков. Она бесплатная и доступна в мобильных приложениях многих банков (в том числе и у упомянутых Альфа-банка и Тинькофф Банка). Сервис автоматически определяет опасные номера и высвечивает их при входящем звонке.
  3. Если вы все-таки успели сообщить злоумышленнику данные своей банковской карты, как можно быстрее заблокируйте платежный инструмент – по телефону или через мобильное приложение банка.

Эксперты отмечают активизацию и других мошеннических предложений “в обход санкций”. Всплески применения таких схем происходят с введением каждого нового пакета ограничений в течение последнего года.

Опасность могут представлять любые подобные услуги – например, помощь с оформлением карты иностранного банка или с оплатой на сайтах зарубежных магазинов и ушедших из России сервисов. Ожидается также активизация мошеннических предложений по трансграничным переводам денег.

При совершении онлайн-платежей рекомендуется проверять платежную систему через реестр на сайте Центробанка. Поддельные системы, которые крадут конфиденциальные данные, в списке не числятся, и пользоваться ими не следует.