Найти в Дзене
Анна Тычук | Психолог

Источники и причины стыда

Стыд – это чувство собственной плохости, это чувство несоответствия того, какие мы есть, тому, какими, как нам кажется, мы должны быть. И в психоанализе выделяют 4 источника стыда: По Эрику Эриксону стыд возникает тогда, когда у ребенка в возрасте от 1 до 3 лет нет возможности развивать свою автономию и самоконтроль. И это происходит в двух случаях: В таких случаях у ребенка вместо уверенности в себе – формируются сомнения в своих силах, неуверенность в своей способности владеть собой и оказывать влияние на окружающий мир. Он научается испытывать стыд за себя и неуверенность в себе. С точки зрения гештальт-терапии, токсический стыд формируется у ребенка (а впоследствии человек страдает от него во взрослой жизни) при определенном поведении его родителей по отношению к нему: Токсический, разрушительный, нездоровый стыд появляется у ребенка либо в результате направленной на него агрессии, когда его стыдят, унижают, критикуют. Либо в результате отсутствия или недостаточности поддержки, отр

Стыд – это чувство собственной плохости, это чувство несоответствия того, какие мы есть, тому, какими, как нам кажется, мы должны быть.

И в психоанализе выделяют 4 источника стыда:

  • Когда ребенок не получает от значимых взрослых одобрительного отклика на свое «Я», которого он ожидает (тогда ребенок начинает стыдиться своего «Я»).
  • Когда родители «смотрят» на ребенка с ожиданиями, каким он должен быть, и дают ему понять, что он этим ожиданиям не соответствует (тогда ребенку становится стыдно за то, кто он есть, и впоследствии в его личности формируется неадекватный «Идеал Я» и «Ложное Я», которое заменяет собой «Истинное Я»).
  • Когда ребенок не встречает одобрения на проявление его желания и импульса по его реализации (если это происходит слишком часто, то тогда его желания не развиваются и впоследствии начинают блокироваться стыдом).
  • Любая психологическая травма (а особенно токсичное стыжение, унижение, насилие) ведет к ощущению своей дефектности, неправильности, приводит к токсическому стыду.

По Эрику Эриксону стыд возникает тогда, когда у ребенка в возрасте от 1 до 3 лет нет возможности развивать свою автономию и самоконтроль. И это происходит в двух случаях:

  • Когда родители из-за собственного нетерпения постоянно делают за ребенка то, что он способен сделать сам.
  • Или, когда родители, напротив, ожидают от ребенка тех действий и достижений, на которые он еще в силу возраста или других ограничений – не способен.

В таких случаях у ребенка вместо уверенности в себе – формируются сомнения в своих силах, неуверенность в своей способности владеть собой и оказывать влияние на окружающий мир. Он научается испытывать стыд за себя и неуверенность в себе.

С точки зрения гештальт-терапии, токсический стыд формируется у ребенка (а впоследствии человек страдает от него во взрослой жизни) при определенном поведении его родителей по отношению к нему:

  • Если родители нечувствительны к истинным потребностям своего ребенка, например, просто слишком заняты своими взрослыми делами, или подменяют его потребности своими.
  • Если родители не дают ребенку опыт присутственного контакта, когда они полностью включены в ребенка и действительно находятся с ним в диалоге, когда относятся к ребенку довольно поверхностно, не интересуются им как личностью.
  • Если к ребенку относятся функционально, он для родителей не важен сам по себе, как личность, а важен лишь для выполнения определенных функций, например для помощи в уборке дома или для заботы о младших братьях.
  • Если у родителей есть высокие, «грандиозные» ожидания от ребенка, когда родители используют ребенка как свое «нарциссическое расширение», то есть за счёт его достижений повышают свою самооценку.
  • Если родители не берут в расчет реальные способности и возможности своего ребенка, занижают их («у тебя не получится, даже не суйся туда») или, наоборот, завышают их («ты станешь великим»).

Токсический, разрушительный, нездоровый стыд появляется у ребенка либо в результате направленной на него агрессии, когда его стыдят, унижают, критикуют. Либо в результате отсутствия или недостаточности поддержки, отражения, внимания.

То есть, стыд – это либо результат травмы вторжения, нарушения личных границ ребенка, травмы, связанной с переизбытком того, что является для ребенка неполезным. Либо стыд – это результат травмы отвержения, покинутости, травмы, связанной с дефицитом чего-то важного для ребенка.

Если обобщить, то токсический стыд связан с отсутствием или с сильным недостатком у ребенка базовой безусловной любви со стороны родителей.

Для того, чтобы ребенок смог без токсического стыда справиться с «условной любовью», то есть смог обучиться здоровому стыду, принять, что не все его проявления могут быть приняты другими людьми, что необходимо соблюдать некоторые правила поведения – у него должен в достаточной степени сформироваться фундамент чувства собственной хорошести. На котором уже достраивается все остальное.

А если ребенка пытаются обучить «правильному поведению» до того, как он «впитает» то, что он достаточно хороший, как личность, что он достоин любви, что он интересен своим родителям, что они рады самому факту его существования – то вместо полезного, здорового стыда у него сформируется токсический стыд.

__________________________

Статья "Про чувство стыда"

Статья "Разница стыда и вины"

Статья "Стыд как регулятор социальных отношений"

Статья "Стыд как останавливающая эмоция"

Статья "Стыд как несоответствие «идеалу Я»"

Статья "Стыд как вторичное чувство"

Статья "Потребности при стыде"

Статья "Зачем нужно чувство стыда? Что хорошего и что плохого в стыде?"

Статья "Как формируется чувства стыда?"

__________________________

Если вам интересна тема стыда, то подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить мои следующие материалы.