Найти тему

По ту сторону человечности. Стимуляция памяти смертельным электрическим разрядом. Эксперимент Милгрема. Часть 1

Учёных психологов всегда волновал вопрос: как решали для себя проблему нравственности, морали, гуманизма все те многочисленные служители концентрационных лагерей (среди которых было огромное количество женщин), участвовашие в бесчеловечных пытках пленников, отправлявшие на смерть мужчин, женщин, детей? Они что, отключали свои сердца и души? Или в их сердцах и не было ни капли сотрадания к этим безвинно загубленным жизням?

Друзья, помните ли вы фильм 2008 года "Чтец"? Совместное американо-германское производство, режиссер Стивен Долдри; в главных ролях Кейт Уинслет и Рэйф Файнс. Кстати, Кейт Уинслет за эту роль получила "Оскара".
Так вот, героиня Кейт Уинслет - Ханна - миловидная и сострадательная молодая женщина, во время войны работала надзирательницей в немецком концлагере. При пожаре она не открыла двери церкви, где находились 300 еврейских женщин и детей. Почти все они сгорели заживо. Осталась в живых одна-единственная девочка.
Когда на суде у Ханны спросили, как она могла так поступить, та ответила: "Я делала свою работу".

И ещё маленькая историческая справка. Адольф Эйхман, по приказу которого в годы Второй Мировой войны были уничтожены миллионы евреев, в свою защиту на суде говорил, что он просто следовал инструкциям.

Это заинтересовало Стенли Милгрема, который задался вопросом: "Может ли быть, что Эйхман и его сообщники не виновны в Холокосте, а просто выполняли приказ? И можем ли мы называть их вообще сообщниками?"

Эксперимент Милгрэма.

Цель эксперимента.

Стенли Милгрэм, психолог Йельского университета, в 1963 году провёл эксперимент, с целью выяснения, как далеко может зайти человек, причиняя боль ни в чем не повинному другому человеку, если это входит в его трудовые обязанности.

Эксперимент показал, что в человеке очень прочно сидит мысль, что авторитету, "начальнику" нужно подчиняться, несмотря на то что тебя мучает совесть и разрывает на части внутренний конфликт.

Особенностью и несомненным достижением Милгрэма было то, что он сумел так организовать исследование, что никому не было причинено никакого вреда, несмотря на то что он, будучи руководителем, "авторитетом", заставлял одних людей причинять боль другим людям.

Подготовка исследования.

Для участия в эксперименте было отобрано 40 человек от 20 до 50 лет разного социльного статуса и материального положения. 15 из них были рабочие, 16 коммерсантов и бизнесменов, 9 человек разных профессий.

Участникам сказали, что Йельский университет исследует проблему памяти и обучения. За участие предлагалась плата в 4.5 доллара независимо от того, как они поведут себя в эксперименте.

Также были приглашены актеры. Жеребьёвка была устроена так, что учителем всегда был испытуемый, а учеником - нанятый актер.

Ход эксперимента.

Ученика в соседней комнате привязывали ремнями к стулу, к которому шёл ток от генератора, бывшего в распоряжении учителя. На самом же деле электричество не было подведено к стулу. Актер-ученик изображал боль и страдания от тока. Но учитель-подопытный об этом не знал.

На генераторе было установлено 30 рычагов-переключателей с наклейками силы тока от 30 до 450 вольт и надписями: "слабый удар тока", "удар средней силы", "опасно: мощный удар".

https://interesnyefakty.org/eksperiment-milgrema/
https://interesnyefakty.org/eksperiment-milgrema/

Подопытному сказали, что он участвует в исследовании влияния физической боли на функции памяти. Перед началом эксперимента и учителя, и ученика били током в 45 вольт, чтобы оба они понимали, что будет чувствовать ученик во время наказания.

Согласно правилам ученик должен был выучить список словосочетаний, а учитель - проверить правильность и объем выученного. Если ученик ошибался, учитель ударял его током. И так при каждой следующей ошибке, но уже более сильным разрядом. Каждый раз сила тока увеличивалась на 15 вольт.

https://psy.wikireading.ru/13536
https://psy.wikireading.ru/13536

Ученик (подставной актёр) чередовал правильные ответы с неправильными. И делал вид, что его на самом деле бьёт электрическим разрядом.

Когда учитель дочитывал словосочетания на первом листе, сила тока доходила до 105 вольт. Но перехдить к следующему листу экспериментатор не разрешал, а тебовал начать сначала, снизив удар до 15 вольт.

https://interesnyefakty.org/eksperiment-milgrema/
https://interesnyefakty.org/eksperiment-milgrema/

Когда сила тока доходила до 105 вольт, ученик кричал, чтобы прекратили над ним издеваться. Учитель был в стрессе, и его мучила совесть. Однако экспериментатор его успокаивал, говоря, что всё под контролем и надо продолжать...

Продолжение здесь.

Всем здоровья и мира!