Модель электровоза ЧС4т от издательства MODIMIO вышла в свет в феврале и стала второй по популярности моделью новой серии "Наши поезда".
Тираж выпуска с ЧС4т составил 10025 экземпляров, то есть ровно только же, сколько и тираж выпуска с ВЛ60к. Правда журнал с ВЛ60к потом еще допечатывался тиражом 3000 экземпляров, и общий выпуск составил 13025 штук. Сможет ли ЧС4т повторить успех первенца серии? Едва ли. Модель чехословацкого электровоза, безусловно очень интересная сама по себе, и здесь на руку играет несколько факторов.
Во-первых, интерес к прототипу. ЧС4т - электровоз, безусловно, знаковый, популярный среди любителей железных дорог и внимание к модели заранее предопределено хотя бы тем, что этот электровоз один из самых известных иностранцев, ставших своим.
Во-вторых, не наполненность ниши. Серийно (именно серийно, а не мелкой серией) модель ЧС4т не выпускал ни один производитель. Как и в случае с ВЛ60к модель была представлена несколькими вариантами смоляных китов от разных производителей. Их было мало, они были редки и дороги. Готовых моделей от тех же мелкосерийных производителей было тоже критически мало, и они были еще дороже. Рынок был не заполнен абсолютно. И это выгодно отличает ситуацию от истории с ЧМЭ3, коих было выпущено шестью разными производителями предостаточно.
В-третьих, востребованность среди моделистов. Модель чехословацкого электровоза можно научить кататься по рельсовому полотну типоразмера H0, обмоторить, оцифровать. В случае с теми же ЧМЭ3 и паровозом Ов (из второго и четвертого номера журнала соответственно) идея катать модели по макету провальная изначально. Ов можно рассматривать сугубо как или модель на полке, или сувернир, или памятник на макете. Для любой из этих ролей модель идеальна, и об этом мы рассказывали в статье, посвященной этой замечательной модели. В случае с ЧМЭ3, даже если представить, что кто-то взялся его моторить, сразу станет понятно, что такая обмоторка не выдержит никакой конкуренции по соотношению цена/качества с фабричными моделями Пико, Роко и Евротрейн. А значит постановка на ход маневрового тепловоза не будет сколько-нибудь распространена среди моделистов. С ЧС4т все иначе. Модель напрашивается на то, чтобы получить полноценную ходовую часть, свет, звук, декодер, новые пантографы и надписи на борта.
В четвертых, правильность и качество сборки модели. Модель безусловно сделана хорошо. Не идеально, не отлично, но хорошо. За свои деньги это хорошая модель на полку, а для требовательных моделистов - отличная базовая заготовка. Геометрия модели выполнена идеально, ну или близко к тому. А это значит, что обладатели выпущенных ранее мелкосерийных китов и моделей наверняка захотят купить себе и этот вариант электровоза.
В-пятых, вариативность. Чех за свою длинную службу в РЖД и СЖД поменял немало окрасок. Те же ВЛ60к в массе своей были зеленые, в крайне редких случаях носили голубой окрас. ЧС4т тоже в основном запомнился красными цветами. Но сколько вариаций этих цветов у него было! От ярко красного базового с ярко желтыми, почти оранжевыми, полосами, до кирпично-коричневого с кремовыми полосами на бортах. От синих и корпоративных серо-красных PID, до красно-зеленых белорусских. А это значит, что модель с журналом будут покупать, дорабатывать и перекрашивать, и в одни руки будет наверняка попадать больше одной модели.
И тем не менее, обогнать ВЛ60к по количеству выпущенных экземпляров герой этой статьи вряд ли сможет, и на это тоже есть несколько причин.
Во-первых, пилотный выпуск всегда расходится большими тиражами. Для многих "Наши поезда" оказались сюрпризом и произвели эффект разорвавшейся бомбы. Занятно, что в издательстве недооценили свои возможности и возможности рынка и произвели в тираж всего 10К моделей ВЛ60к, что вынудило в дальнейшем допечатать тираж. ЧС4т вышел в третьем номере, ажиотаж уже немного поутих. Кто-то отказался от идеи собирать коллекцию, кто-то приобрел ВЛ на общей волне ажиотажа и не планировал покупать все подряд.
Во-вторых, цена. Если первый выпуск стоил около 1,5К, то со второго и далее цена составила уже 2К. ЧС4т в этом плане не исключение и поэтому в сравнении с ВЛом он подорожал на 30%.
В-третьих, популярность прототипа. Субъективно ВЛ60к кажется более узнаваемым, интересным и популярным среди обывателей и моделистов. Характерная внешность кабины, схожая со всеми сериями ВЛ10/11/60/80, делает модель узнаваемой среди детей и взрослых, кто хоть раз был на железной дороге.
Следуя общим трендам, в моей коллекции образовалось сразу по нескольку моделей от MODIMIO: три ВЛ60к, два ЧС4т и по одному ЧМЭ3 и Ов. И положа руку на сердце, могу признаться, что ЧМЭ3 в этом списке только потому, что это часть коллекции "Наши поезда", которую хочется собрать в полном виде, без исключений. А вот по Ов пока окончательное решение не созрело: оставить одну модель или приобрести для нее дубликат.
Ранее в коллекции уже был один ЧС4т. Это модель электровоза поздних номеров (с номером 662) с гофрами и двойными линзовыми буферными фонарями. К сожалению сравнение моделей MODIMIO с моделью, собранной из кита разочаровывает. При их сравнении создается впечатление, что они то ли из разных масштабов, то ли из разных вселенных. Публикации на эту тему и разборы на профильных форумах дают однозначное заключение, что в MODIMIO создали более правильную модель с отличной геометрией. А это значит, что модель стоимостью 2К уже на этом этапе не оставляет шансов такой же стендовой модели стоимостью в 6-8 раз больше. Обидно, досадно, но ладно...
И еще о грустном. Качество полученных моделей оказалось различным. Модель, полученная по подписке на 10 номеров оказалась близка к идеалу для своего уровня. Ни одного существенного косяка обнаружено не было. В отличие от нее модель, купленная на сайте издательства по обычной подписке, пришла не столь безупречной. Есть и наплывы краски и следы клея и криво посаженные поручни.
И тем не менее, подводя общий итог, можно отметить, что в Модимио смогли сделать еще одну очень хорошую модель, достойную внимания всех любителей железных дорог всех категорий, от коллекционеров-полочников до моделистов-макетчиков и от детей, увлеченных ЖД до серьезных взрослых людей - железнодорожников.
Держали модель в руках? Что думаете про нее? Напишите в комментариях и не забудьте поставить лайк и подписаться на канал!