В "Жертвоприношении" Андрей Тарковский как будто решил сыграть в Ингмара Бергмана: этим объясняется и выбор оператора (постоянный оператор Бергмана — Свен Нюквист), и выбор актеров (Эрланд Йозефсон — постоянный актер Бергмана). Не говоря уже о том, что фильм снят в Швеции.
Начало фильма выглядит странно: ненатуральные монологи, еще более неестественные диалоги.
Некогда знаменитый театральный актер живет на отшибе шведской цивилизации — на песчаной косе, робко выступившей в море из болот. Он живет со своей семьей в уединенном доме — что опять же является прямой отсылкой к Бергману (и к личной биографии, и к фильму "Как в зеркале"). Толком неизвестно, почему артист завершил карьеру. Он живет тут со своим малолетним сыном и женой, которая выходила замуж за известного артиста, а оказалось, что вышла замуж за тихого сумасшедшего.
У него — день рождения. К нему приезжают немногочисленные гости и родственники. В этот праздничный вечер начинается война. Ядерный апокалипсис.
И вот тут-то, наконец, заканчивается пародия на Бергмана (пародия вообще на "всё" культовое шведское — даже своего сына герои фильма кличут Малышом, по типу как "Малыш и Карлсон") и начинается Тарковский.
Тарковский и Нюквист создают поразительную визуализацию жизни на периферии атомной войны, на этом песчаном береге, враз потемневшем.
Также прекрасно изображен сон героя.
Герой фильма, подавленный ужасом, возносит молитву к Богу: он готов пожертвовать всем, чтобы было так, как всегда. Он готов на всё, чтобы восстановилось то серое мирное утро, которое было несколько часов назад. Он готов принести Богу в жертву своего единственного и любимого сына.
Его гость, приятель, местный почтальон, некогда занимавший высокую должность (а сейчас он развозит почту и предается своему любимому занятию — коллекционирует свидетельства таинственных случаев) прямым текстом сообщает ему, что служанка его — ведьма. И что если он переспит с этой ведьмой, то тогда ведьма исполнит любое его желание. Герой фильма не верит в этот бред, но ужас перед страшно изменившимся миром так велик, что он садится на велосипед и едет в гости к своей служанке...
Потом наступает утро...
Больше о сюжете я не скажу ни слова. Замечу лишь — для тех, кто видел и "Жертвоприношение", и "Как в зеркале", — что Тарковский делает финал более двусмысленным, более недосказанным, чем фильм Бергмана, от которого он, несомненно, отталкивался — это что касается развития сюжета. (Например, мы так до конца и не поймем, была ли исландская служанка ведьмой на самом деле?).
Андрей Тарковский сделал поистине уникальное кино. Это единственный фильм в жанре "ядерный апокалипсис" + "мистика". Ничего подобного я прежде не видел, да и не увижу никогда, потому что фильм вышел точно в свое время и точно отразил страх того поколения (в том числе мой, хотя я был тогда щенком) перед атомной бомбой.
Оценка: 9,0 из 10.
Режиссер и автор сценария: Андрей Тарковский,
Оператор: Свен Нюквист.
В главной роли: Эрланд Йозефсон.
В ролях: Сьюзен Флитвуд, Аллан Эдвалль, Гудрун Гисладоттир.
Интересные факты о фильме:
- Тарковский в течение нескольких дней искал место для сцены атомной катастрофы, паники. Он нашёл это место, и это был тоннель, лестница и небольшая площадь перед ними. Там и была снята эта ужасная и прекрасная сцена. А через некоторое время был убит премьер-министр Швеции Улоф Пальме. Убийца стоял на том самом месте, где находилась камера во время съемок фильма. Мистика!
См. также: