Существует условное деление психиатрии на большую и малую. Водораздел проходит по концепции психоза. Если расстройство может вызвать психоз, то оно относится к большой психиатрии, а если нет, то к малой. Кроме того важен аспект обратимости. Насколько состояние легко устранить, чтобы человек вернулся к обычной жизни? Как не сложно догадаться, наши сегодняшние термины относятся к большой психиатрии.
БАР - биполярное аффективное расстройство, по старинке - Маниакально-Депрессивное Расстройство\Психоз. С моей точки зрения прежнее название МДР было лучше. Оно точнее отражало суть явления. А вот формулировка маниакально-депрессивный психоз (МДП) - хуже, потому что психоз является только частным проявлением заболевания, а не его главным свойством. МДР сразу вело к характерному признаку - дуализму мании и депрессии у одного пациента, но не сводило заболевание только к психозу.
Биполярное - двойственное, буквально имеющее два полюса.
Аффективное - в психиатрии под аффектом понимается весь эмоциональный фон, что можно пронаблюдать у клиента, а не только крайне яркие острые проявления эмоций.
Расстройство - политкорректный синоним "заболевания".
Перечислять симптомы каждой фазы я не буду. Ведь существует Википедия. Лучше скажу про то, как БАР, психоз и большая психиатрия между собой связаны. Дело в том, что БАР - это не просто грустно - весело - грустно - опять весело. Амплитуда эмоционального фона такова, что человек может подняться как до энергичного неистовства, так и опуститься до подавленного ступора. В крайних точках возникает собственно психоз. Другими словами, фон настроения начинает мешать работе психики. Она "сбоит", перестает выполнять главную задачу - адекватное субъективное отражение окружающего мира.
Непосредственно в личной практике я клиентов с МДР не встречал. Ни среди взрослых, ни среди детей. Видимо, БАР действительно "редкий" зверь, что согласуется с официально статистикой.
Шизофрения - самый главный враг любого психиатра. Бывает всякая разная по течению и симптоматике. Вокруг термина всегда было множество споров. Я предполагаю, что бесконечные споры происходят из-за того, что ученые умы продолжают упорно исходить из предположения, что шизофрения является самостоятельным цельным заболеванием. Что существует непротиворечивое единство симптоматики, патогенеза (механизма) и этиологии (причинности). Надо только открыть функциональную взаимосвязь нескольких факторов - и дело в шляпе.
У меня есть подозрение, что шизофрения является универсальным ответом мозга на происходящие неполадки внутреннего (читай - генетического) характера. Это объяснило было полиморфность (различие форм), распространенность, наследственность и схожесть симптоматики с другими психическими заболеваниями (например, деменция или МКБ-11: 6A23 Острое и преходящее психотическое расстройство).
Если говорить простыми словами, то суть сводится к тому, что психическая деятельность в самых высших своих проявлениях искажается. Нарушается деятельность, как правило, весьма специфическим образом, который и позволяет поставить диагноз. Сильнее всего болезнь бьёт по мышлению и восприятию, а также формирует неадекватный или сниженный эмоциональный фон. Самые пугающие проявления болезни заключаются в слуховых галлюцинациях, ложных воспоминаниях, возникновении бреда, дезорганизации речи.
Человек в итоге с большой вероятностью будет страдать от социальной дисфункции и нарушения работоспособности. Почему? Потому что очень тяжело эффективно жить в обществе, если вся ценностно-смысловая иерархия человека меняется в угоду новым странным аутистичным интересам.
Позитивную сиптоматику шизофрении подавить можно, а вот негативную... Если болезнь что-то отбирает у личности, то обратно вернуть отобранное уже нельзя.
Через мою практику редко-редко вскользь пролетают дети с шизофренией. Другими словами, присутствует не иллюзорный шанс, что ученик в довесок к нарушению развития имеет и психическое расстройство.