Напомню, чем закончилась вторая часть
«Ярмарки-продажи, о которых я писал ранее, также якобы запрещали в 1808 году. Но в наказание значился лишь строгий выговор. Поэтому многим помещикам на запрет было глубоко плевать.
Единственно ясное пятно, которое хоть как-то помогло нашему Виктору Павловичу – Указ от 1808 года о запрете разлучать семьи. Он хотя бы как-то выполнялся.
Однозначно, наш Нефедов хотел СВОБОДЫ. Но реальность такова, что абсолютно все упиралось желание помещика. Он мог установить за любую цену».
В Ярославской губернии зарегистрированы случаи самовыкупа крестьян как за 500, так и за 5 тысяч рублей.
Так что, при зарплате крепостного Виктора Павловича Нефедова 7 рублей чистыми, как вы понимаете, это практически невыполнимая задача.
И даже богатство не означало СВОБОДЫ.
Имеется знаменитый пример крепостного Николая Шипова, который благодаря талантам, стал богатейшим человеком.
Шипов перегонял овец, торговал шкурами, табаком. И чем только не занимался!
Это приносило ему огромные доходы, исчислявшиеся тысячами рублей.
Но, по воспоминаниям самого Николая, все разговоры с помещиком заканчивались отказом в выкупе.
Более того, Шипов вспоминает, что приехав в богатую слободу к своим крепостным, барин и барыня оценили их одежду и заявили, что раз они такие богатые, то им ничего не стоит платить оброк побольше и задрали его до небес.
Деревня Шипова платила в итоге дичайшие 100 тысяч рублей в год.
И это еще хорошо. Ведь при желании помещик вообще мог избить особо пылкого крепостного.
Официальный закон 1845 года облегчил меры возможного наказания крепостного, но даже читать эти, якобы облегченные меры, страшно. Ибо там значится до 40 ударов розгами, до 15 ударов палками или заключение в сельской тюрьме до 2 месяцев.
И это учитывая, что помещик вообще не слушает какие-то законы.
Дворяне вообще отдельная каста. Дворяне всегда договорятся.
За 10 лет с 1834 по 1845 год было осуждено только 0,13 процента помещиков за превышения своей власти над крепостными, в том числе за их убийства.
Достаточно, чтобы осознать масштабы вседозволенности.
Само собой, попадались и хорошие люди. Но их было не больше чем плохих.
При условиях вседозволенности дворян и законодательного права собственности, не трудно догадаться, что жизнь многих крестьян была тяжелой.
Здесь мы подходим к главному выводу.
Можно ли назвать крепостное право рабством?
Если брать принятые в истории термины, то, конечно, НЕТ!
С точки зрения обычного человека - ДА!
В ситуации, где человека вместе с семьей или по отдельности могли проиграть в карты, продать на ярмарке как корову, или избить, я даже не буду давать ответа.
Он должен быть очевиден для каждого. Так же, как и осознание масштабов катастрофы.
До момента отмены крепостного права в 1861 году, в Российской Империи числилось 60 миллионов человек. Из них 23 миллиона были крепостными. А от общего количества крестьян, крепостные составляли около 50%. Крепостными, которые полностью зависели от того, в каком настроении проснется помещик.
Ему захочется увеличить оброк! Без проблем.
Барин, желаем, чтобы крестьяне станцевали? Пфу-у! Пожалуйста!
Отхлестать захочется кого-то розгами? До 40 ударов, даже по закону!
Конечно, имелись и хорошие примеры кооперации. Но половина процента крепостных, освобожденных указом о вольных хлебопашцах, не очень ярко демонстрирует масштабы доброты помещиков.
Не стоит винить во всем конкретных правителей или помещиков, так уж сложилось государственное устройство и менталитет страны, который формировался на протяжении веков.
Да и с отменой крепостного права, мало что закончилось.
Ведь, если кто не знал, то крестьяне окончательно получили паспорта 1873 году. Но это уже другая история.
И еще важное дополнение.
Не стоит уж совсем впадать в крайности и представлять, что все российское крестьянство было закабалено крепостничеством.
Во первых. Крепостничество это не история всего крестьянства.
К 1861 году, году отмены крепостного права, крепостные составляли около 56% (23 миллиона) от общего количества крестьян! То есть почти половина крестьянского сословия являлись свободными людьми, которые платили налоги лишь в государственную казну или не платили вовсе.
Следует помнить, что территориально крепостное право было ограничено в основном лишь европейской частью Российской империи. Его практически не было на Севере (крайняя точка - Вологда), от 10% до 25% в Поволжье и на Урале. А крестьяне Сибири, так и совсем, изначально, всегда были свободными людьми.
На карте 1859 года показаны разряды губерний и областей с крепостным процентом:
I - свыше 50% населения
II - от 20% до 50%
III - 10%-25%
IV - ниже 10%
Во вторых, это не вся история страны. Крепостничество, как привязка людей к земле, а потом и к помещику, существовала почти 300 лет. С конца 16 века, когда в 1581 году право крестьян покидать землю было окончательно отменено, и до 1861 года.
А пока у меня все.
Уважаемые читатели, если считаете для себя возможным поддержать канал, подпишитесь, а потом поставьте лайк или напишите комментарий, ибо Дзен не будет продвигать канал, если лайк поставлен без подписки.