Вещица популярная, распространённая. Оттого естественным образом вызывала во мне отторжение, поскольку, если книга нравится всем, то она либо не говорит о чем-то сокровенном, либо говорит обо всем сразу, так, чтобы каждый узнал себя, как в гороскопах. Но я решила откинуть скепсис и смотреть объективно.
Объективно: попытки взрослого мужчины писать «детским» языком не вызывают ничего, кроме стыда за этого мужчину. Как и шутки-перделки, дразнилки и тд. Тем хуже становится ситуация, когда всеобщее воодушевление детей он сравнивает с ОРГАЗМОМ. Клеймите ханжой, но это НЕ нормально.
Объективно: текст неоднородный. Простовато-динамичный язык сменяется графоманскими описаниями, через которые не проступают ни смысл, ни картинка. Написанное автором невозможно визуализировать, а значит, остаётся только смириться.
Сюжет (не блещет оригинальностью): группа незнакомых друг с другом мальчиков в результате авиакатастрофы оказывается на необитаемом острове. Про катастрофу нам ничего не известно; есть разговоры, что несколько глав Голдингу пришлось удалить, а может, он хотел показать ситуацию с точки зрения непросвещенных детей. А может, просто сам не придумал. Неясно. Кое-кто из подростков, правда, догадывается, что спасали их от ядерной зимы, а самолет сбили враги, хотя я все еще уверена, что их увозили в резервацию, чтобы держать подальше от нормальных людей.
Детишки сначала радуются свободе и вседозволенности, благо, что остров сказочный - хищников нет, змей-насекомых нет, зато есть фрукты, дикие свиньи и пресная вода. Но потом у них как-то не ладится: шалаши не строятся, костер гаснет, малыши плачут и рассказывают страшилки про зверя, выползающего из моря по ночам. Главари ссорятся, "злой" лидер уводит за собой всю кодлу, а потом начинает расправу над теми, кто за ним не последовал.
Теперь субъективные впечатления. Конфликт, как и переход к расчеловечиванию, ничем не обусловлен. Ни «зверь», ни пропущенный корабль не кажутся достаточно вескими причинами для начала охоты друг за другом. Идея, конечно, прозрачна: отход от цивилизации неизбежно ведёт к катастрофе, даром, что книга написана после Второй Мировой войны. Это было время разочарования в человечестве и разрушения иллюзий о прогрессе гуманизма. Поэтому главными действующими лицами выступают дети: Голдинг и с них снимает ореол непогрешимости и невинности.
Отдельные моменты располагают к размышлениям. Например то, что, вообще-то, основоположником «фашизма» на острове стал протагонист Ральф: он объединяет вокруг себя детей путём унижения Хрюши. Сам Хрюша не отворачивается от угнетателя, но, в свою очередь, вместе с остальными глумится над Саймоном (к слову, единственным приятным персонажем книги), как бы приобщая себя к «нормальным» детям. Переправляя негатив с себя на более беззащитного.
Ещё одна характерная черта послевоенного произведения: после первого убийства условно-положительные персонажи негласно решили молчать. Даже между собой. Не то что не осуждать, но и притвориться, что ничего не видели. А после и вовсе примкнули к преступному «режиму». Это уже совсем очевидная аллегория.
Другой интересный вопрос ставит перед читателем концовка, олицетворяющая послевоенное время: да, детей спасли. Но как после всех творимых ими кошмаров они вернутся в обычную жизнь? Как и люди, поддерживающие, сочувствующие или безразличные к нацизму, они продолжат жить среди тех, на кого охотились.
В общем, если вы любите подумать над вопросами, которые автор не ставит перед читателями, если вы не брезгливы к дурному языку или если вы не читали про детскую жестокость/послевоенные произведения/романы-катастрофы, то можно попробовать. В иных случаях ни новизны, ни культурной ценности «Повелитель мух» не представляет.
5/10