Найти в Дзене
КиноРаритет

Давай поспорим, что «Оскар» — до сих пор самый интересный киносмотр в мире

Оглавление

Всего несколько дней остаётся до церемонии вручения премии «Оскар». И снова, как и каждый год, миллионы людей по всему миру прилипнут к экранам телевизоров, к мониторам и новостным лентам на своих гаджетах. Как водится, будут при этом бурчать: «Оскар мёртв!», и всё равно хотя бы краем глаза проверять — получил ли их любимчик заветную статуэтку. Ну, и возмущаться, конечно, если статуэтку дали «не тому».

Статуэтка лысого меченосца многие десятилетия остаётся одной из самых желанных наград в мире кино
Статуэтка лысого меченосца многие десятилетия остаётся одной из самых желанных наград в мире кино

Самый главный киноприз в мире

Я вообще не понимаю, как можно быть киноманом и не любить при этом «Оскар». Это ведь, как ни крути, главное плановое событие в кинематографе уже которое десятилетие. Где вы столько звёзд сразу увидите? Где узнаете о тенденциях, царящих в кино? Где столько юмора, ярких платьев и целый спектр эмоций испытаете?

Киносмотров — фестивалей, конкурсов, ретроспектив и прочего-прочего-прочего — ежегодно проводится сотни и сотни. Но есть ли альтернатива «Оскару»? Могу поспорить, что нет! «Золотой Глобус»? Но все знают, что это лишь репетиция перед «Оскаром». «Санденс»? Но на этой «площадке для молодняка» взлетают лишь единицы. Да, и не бывает там такого обилия талантов со всего мира. Каннский фестиваль? Очень престижный, но... больше половины мелькающих там фильмов вы никогда не увидите. Даже не услышите про них — придут незаметно и незаметно потонут в сонмище режиссёрско-сценарного занудства. Да, и многие ли, даже самые отчаянные киноманы смотрят церемонию раздачи Пальмовых ветвей? Кстати, её вообще транслируют?

Оплеуху, которую Крис Рок получил от Уилла Смита за неудачную шутку, будут вспоминать ещё очень долго
Оплеуху, которую Крис Рок получил от Уилла Смита за неудачную шутку, будут вспоминать ещё очень долго

Вот и получается, что — ворчи на него или нет, — а «Оскар» остаётся самым крутым событием киногода. Уж самым интересным — точно. И точно самым богатым на неожиданности. Даже при том, что о его жёсткой организованности ходят легенды. Но... кто ожидал, что Уилл Смит врежет по мордасам Крису Року? Или что Уоррен Битти вручит статуэтку ошибочно? Ну, да! И из-за таких неожиданностей, в том числе, мы любим «Оскар».

Женщины рулят!

К слову о тенденциях. Они очень ярко видны на «Оскаре». И тут можно долго спорить — это из-за самых болезненных тем в обществе в номинантах оказываются фильмы на одну и ту же тему. Или это сам «Оскар» правит общественными настроениями, заставляя публику обсуждать фильмы о расовом неравенстве, например, или о политической коррупции.

Расовая тематика», кстати, которая «правила бал» последние пару лет, схлынула — как и следовало ожидать. Как ни пугали всех «лимиты по цвету кожи», никак они особо на номинации не повлияли. Ну, по крайней мере, афроамериканцев в нынешнем году среди номинантов не больше обычного. Скорее уж, с азиатами «перебор» (благодаря в основном чудесному фантастическому комедийно-сатирическому боевику «Всё везде и сразу»).

В самих фильмах-номинантах расовым проблемам внимания почти не уделяется. Уж точно эта «повесточка» звучит на «Оскаре-2023» где-то вторым, а то и третьим голосом. Зато выдвинулась другая (хотя, лично я вообще противник видеть в «повесточках» что-либо ужасное). Очень многие фильмы нынешнего конкурса либо рассказывают о правах женщин, либо в центре своих «вселенных» ставят сильную женщину. Некоторые, не таясь, заявляют об этом прямо своим названием: «Скажи это, как женщина» или «Женщины говорят».

Название «Женщины говорят» не обманывает: весь фильм в нём действительно говорят женщины - о семейном насилии, о женских правах... произведение всё равно получилось очень талантливым и кинематографичным
Название «Женщины говорят» не обманывает: весь фильм в нём действительно говорят женщины - о семейном насилии, о женских правах... произведение всё равно получилось очень талантливым и кинематографичным

Лично я насчитал в номинациях около 17-ти фильмов, которые можно отнести к условной теме «Женщина — тоже человек», Это из полусотни наименований! Тут, помимо упомянутых, и короткометражка «Ивалу», и документалка «Эффект Маргарет Митчелл», и почти байопик «Блондинка», и даже блокбастер «Чёрная пантера: Ваканда навсегда».

Хорошо или плохо, что так много фильмов посвящено «женской» теме? Я считаю, если они талантливы — то отлично. А в данном случае большинство из них талантливы.

Гимн во славу кинематографа

Второй тематикой, превалируюшей в «оскаровском» кино 2023-го года, стало... кино! В номинациях очень много картин, заглядывающих за кулисы кинопроизводства (как «Вавилон», например) или кинопроката («Империя света»).

Самый яркий и талантливый из них, конечно, спилберговские «Фабельманы», один из главных претендентов на звание «Лучшей картины». Но есть и другие. Давайте посчитаем: «Блондинка» (про Мерлин Монро), «Бардо» (главный герой которого — кинорежиссёр-документалист), документалка «Огонь любви» (в центре которой вулканологи, снимающие свою опасную работу на камеру), частично «Элвис» (многие эпизоды которого посвящены работе Короля рок-н-ролла в кино). Итого — 7!

Главный герой фильма «Бардо, или Фальшивая хроника пригоршни истин» - режиссёр, переосмысливающий свою личность, своё творчество и историю родной Мексики
Главный герой фильма «Бардо, или Фальшивая хроника пригоршни истин» - режиссёр, переосмысливающий свою личность, своё творчество и историю родной Мексики

Не припомню такого наплыва «кино про кино» в «оскаровских» номинациях. Стоит отметить, что почти во всех этих фильмах кино воспевается, как волшебное явление. При этом, сказать о том, что «волшебство» это часто создаётся очень большой ценой, авторы тоже не забывают.

Таким образом, можно считать, что вся грядущая церемония награждения «Оскарами» превратится в настоящий гимн кинематографу. То есть, и все прошлые были таковыми, но эта будет восславлять киноискусству вдвойне усердней.

Очень сильный год

Уже лет 20 я стараюсь отсматривать всех «оскаровских» номинантов. Желательно — до объявления победителей. Так и интрига получается лично для меня острее: в ходе просмотра ведь появляются свои фавориты в каждой из номинаций. Но ещё никогда не удавалось посмотреть до церемонии вообще ВСЁ. Нынешний год — почти исключения. Я не видел только одного претендента на статуэтку. Как ни странно, это вторая часть «Аватара». Пока не получилось ознакомиться. Зато все остальные картины видел, включая короткометражки.

В связи с этим считаю возможным утверждать, что программа получилась очень сильной. И очень разнообразной. Я даже с личными предпочтениями определиться не могу. Даже в такой, казалось бы, очевидной номинации, как «Спецэффекты» на сей раз ничто не очевидно. Разве что про полнометражную анимацию можно говорить с уверенностью — приз вручат «Пиноккио» Гильермо Дель Торо. А вот в остальном...

«Пиноккио» Гильермо Дель Торо - единственный номинант на «Оскар-2023», который почти гарантировано получит статуэтку
«Пиноккио» Гильермо Дель Торо - единственный номинант на «Оскар-2023», который почти гарантировано получит статуэтку

А вы ждёте церемонию вручения «Оскара» с тем же нетерпением, что жду её я? Согласны, что «Оскар» вовсе не мёртв, а, напротив, живее всех остальных кинофестивалей и конкурсов?