В соцсети нижегородка Юлия задала мне вопрос о ситуации, в которую попала. Ей раздался звонок с ее же номера! Она заподозрила, что это мошенники, и не взяла трубку. И написала мне, что это за схема.
В тему:
Уловка для любопытных
Звонки абонентам с их же номеров - схема, известная с 2020 года. Именно в первый пандемийный год появились сообщения о таких звонках. Например, на эту схему обратили внимание эксперты Роскачества.
С помощью IP-телефонии аферисты подменяют номер и звонят потенциальным жертвам. Они могут звонить с номера 900, с телефонов любых служб, компаний и ведомств.
Юлия пропустила звонок с ее же номера. Конечно, пропущенный вызов с вашего же номера вызовет недоумение и любопытство. И обычно мошенники одним звонком не ограничиваются - звонят несколько раз, "подогревают" жертву, чтобы точно взяла трубку. У некоторых людей остается по 5-7 пропущенных вызовов.
"Мошенники используют услугу подмены номеров, в том числе на собственный номер пользователя. Для этого пользуются специальными сервисами IP-телефонии, позволяющими менять номер на произвольный при звонке через сервис в браузере", — обьяснил журналистам эксперт Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Бодров.
На такие ситуации советуют не реагировать, а на номера не перезванивать, чтобы не лишиться денег. Этим может закончиться разговор с любым мошенником.
"Мошенники обманывали с моего телефона", или когда запретят подмену номеров?
Кстати, еще одна похожая схема появилась осенью 2022 года - людям звонили неизвестные, ругались и говорили, что с этого номера им звонили мошенники и пытались развести. Обруганные жертвы обращались к сотовым операторам, а в службе поддержки им объясняли, что звонков с их номера не было. Опять пресловутая IP-телефония. А ведь иногда мошенники таким мстят несостоявшейся жертве - названивает другим людям, подделывают номер.
До конца 2023 года должна заработать в полном объеме система блокировки звонков с подменных номеров "Антифрод", сообщает ТАСС со ссылкой на Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования Роскомнадзора. К ней должны подключиться все российские операторы. Пока верифициртуют звонки 4 крупных компании. Удается это сделать на 80%.
Система "Антифрод" позволяет проверить, действительно ли вызов совершается в данный момент с номера определившегося оператора. Конечно, это хорошая инициатива, но слишком уж долго у нас внедряются меры против мошенников. Опаздываем☹️