Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 15-ой главы книги Деяний святых апостолов.
В начале шестнадцатой главы Павел, в сопровождении Силы, дошел сначала до Дервии, а потом до Листры. Там они встретили ученика, которого звали Тимофей, его мама-еврейка была христианкой, а папа - эллин, сохранявший свою веру. Савл решил взять юношу с собой, но чтобы никто не смел косо на него смотреть из-за отца, решил парня обрезать:
“Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин” [Деян 16:3].
Обратите внимание, как Павел каждый раз выворачивает ситуацию себе на пользу. Захотелось ему в Антиохии не обрезать новообращенных, он “забыл”, что Иисус призывал соблюдать закон Моисеев, в котором указана необходимость обрезания. Пришел в Иерусалим, убедил всех, что обряд этот не нужен. Апостолы документ написали, что без обрезания можно обойтись.
Но в Листре Савлу понадобилось обрезать Тимофея, и он снова “затерялся на волнах своей памяти” и не вспомнил про бумагу, о которой автор Деяний рассказывал буквально в предыдущей главе… Это при том, что обряд обрезания иудеев проводится на 7 день жизни, соответственно, Тимофей не был иудеем, раз ко взрослому возрасту оказался необрезанным.
А вот дальше, идя по разным городам, Савл и его спутники рассказывают о том, что постановили апостолы в Иерусалиме, и говорят о необходимости это соблюдать:
“Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме” [Деян 16:4].
В дальнейшем путешествии Павла, Святой Дух заставляет его свернуть с намеченного маршрута и не пускает в Асию и в Вифинию. Интересно было бы узнать как это происходило. Вероятно, не в виде видений, потому что о видении рассказывается отдельно, в ситуации когда Дух, наоборот, направляет Савла со спутниками в Македонию.
Сразу после этого эпизода, меняется авторское отношение. Если раньше он рассказывал с позиции “они”, то теперь в тексте появляется “мы”. Вероятно, с этого момента Лука присоединяется к миссии Павла.
В Македонии в субботу Савл разговаривает с женщиной по имени Лидия, про которую уточняется, что она
“чтущая Бога” [Деян 16:14].
Под влиянием слов апостола, она крестилась и пригласила путников жить к себе в дом. У меня логичный вопрос: какого Бога Лидия чтила, с учетом того, что имя у нее греческое? Вы же понимаете, что почитание Зевса и Юпитера и почитание еврейского Бога, который в христианстве считается Богом-отцом, предполагает разные действия.
На этом не завершается 16-ая глава Деяний святых апостолов, продолжение в следующей публикации.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь.