Всем доброго времени суток.
Многие знакомы с таким инструментом как SWOT анализ, но мало кто знает как его правильно использовать.
Сегодня разберем основные принципы работы с этим инструментом, а также небольшие секреты, позволяющие сделать анализ более эффективным.
Обо всем по порядку.
Как это часто бывает SWOT это аббревиатура от английских слов:
S - Strengths (Сильные стороны)
W - Weaknesses (Слабые стороны)
O - Opportunities (Возможности)
T - Threats (Угрозы)
Зачастую те, кто проводит анализ, используют самую простую табличную форму, где по горизонтали располагаются сильные и слабые стороны, а по вертикали - угрозы и возможности. Заполнив по 2-3 пункта на пересечении SO, ST, WO и WT считают анализ завершенным.
На самом деле SWOT - это табличное и наглядное изображение большой аналитической работы.
Данные о угрозах и возможностях можно взять только с "рынка". Необходимо провести анализ макро- и микросреды. А глубина данного анализа зависит только от сегмента рынка, в котором представлены ваши товары или услуги. Если на ваш бизнес не влияют такие факторы, как: политический строй, административные барьеры, законодательное регулирование, уровень коррупции, демография и т.п.; то вам можно сосредоточиться только на микроокружении.
Микроокружение компании это то, с чем бизнес сталкивается каждый день: потребители, клиенты, конкуренты и заменители, а также поставщики. Необходимо обстоятельно побеседовать с представителями микросреды для того, чтобы выяснить, что они думают о вашей компании, вашем продукте, о тенденциях на рынке и т.д. Мнение участников микросреды может существенно отличаться от вашего.
Желательно заранее подготовить опросник для чтобы не упустить важные для вас моменты. Особенно это касается ваших потребителей и ваших клиентов.
Если по результатам анализа макро- и микросреды у вас получилось меньше 15-20 пунктов в разделах Угрозы и Возможности, то работа не была проделана качественно и добросовестно.
Данные о сильных и слабых сторонах можно получить только от сотрудников функциональных департаментов. Сотрудники отделов продаж, маркетологи, логисты, бухгалтера, финансисты, конструктора, технологи и пр. со стороны ИТР; слесаря, токаря, аппаратчики, водители, работники конвейеров и пр. со стороны производственного персонала дадут вам исчерпывающие данные о реальном положении дел в компании.
По результатам оценки компании изнутри вы также должны получить не менее 15-20 пунктов в разделах Сильные и Слабые стороны.
Выполнив всю описанную выше работу вы получите много элементов паззла, который еще только предстоит собрать.
SWOT и есть та самая рамка, в которую можно аккуратно и последовательно уложить элементы, чтобы получилась целая картина.
Начинается кропотливый анализ тех данных, что вы получили ранее.
Берем данные из разделов Возможности и Сильные стороны, начинаем их сопоставлять. Необязательно брать только по одному пункту из каждого раздела. У вас может быть и 2, и 3, и 4, и более пунктов раздела Возможности, которые можно соединить с таким же или другим количеством пунктов раздела Сильные стороны. Таким образом, мы постепенно заполняем раздел SO. Необходимо фиксировать любые идеи SO. Чем больше вы сможете найди SO, тем лучше.
Аналогично поступаем с разделами ST, WO и WT.
Те идеи, которые вы собрали в SO, ST, WO и WT, являются вашими краткосрочными и долгосрочными задачами, которые вам необходимо решить чтобы реализовать ваши сильные стороны, нивелировать слабые стороны, защитится от угроз и воспользоваться возможностями.
Каждую задачу можно далее разложить на подзадачи, в зависимости от сложности и срока реализации.
Все подзадачи объединяем в план-график и приступаем к их реализации.
Подписывайтесь на канал. Впереди много интересного.