Страшно подумать, но в 2021 году Metallica отметила 40 лет своего пребывания на сцене. За столь долгий срок многое в жизни команды изменилось, случались и моменты успеха, и настоящие трагедии. Metal Hammer взял небольшое интервью у одного из участников группы, которому выпала судьбоносная возможность быть в составе самого громкого метал-коллектива на планете в лихие для нее годы, полные перемен и экспериментов. И это — Джейсон Ньюстед.
Спасибо, что читаете Attack the Music! Это блог о тяжелой музыке, в котором мы публикуем обзоры тяжелых новинок, статьи о важных для современной сцены группах, истории из прошлого и рецензии. Подписывайся, если еще этого не сделал!
Затмить вклад Клиффа Бертона в звучание группы Metallica и достигнутых ею высот не было суждено, вероятно, никому, но несмотря на столь незавидные стартовые условия, Джейсону все же удалось совершить маленькое чудо и оставить свой след во время пребывания в группе.
Это был непростой для музыкантов период — от необходимости двигаться дальше после трагической смерти Клиффа до гигантских звуковых трансформаций, которыми группа отметилась в 90-е. Несмотря на все это, Джейсон оставался самым приземленным участником Metallica, и его устойчивое, но пламенное присутствие, несомненно, помогало им достигать невообразимых высот.
1 — как пришел интерес к бас-гитаре
Свою первую гитару Джейсон получил уже в 9 лет. Правда, тогда он не брал уроков игры на ней и даже толком не настраивал, просто сидел в своей спальне и, как он сам говорит, играл и писал песни.
«У моей мамы до сих пор где-то хранятся эти вещи! Представьте себе». — Джейсон Ньюстед
Внимание к басовым партиям пришло позже.
«В 12 лет я играл на саксофоне в школьном ансамбле, и как-то раз один парень по имени Эндрю Бакли принес в репетиционную комнату [альбом Kiss] Dressed To Kill. Мне стоило только раз взглянуть на обложку диска, увидеть Пола Стэнли на цыпочках и Джина Симмонса в сабо, как всё, черт возьми, для меня изменилось». — Джейсон Ньюстед
«Я взял пластинку домой и слушал ее столько раз, сколько мог, прежде чем мне пришлось ее вернуть. Я хотел быть Джином Симмонсом. Очевидно, он самый яркий персонаж, супергерой, самая привлекательная вещь для 12-летнего ребенка, верно?
Итак, я подхожу к своей маленькой классической гитаре, и у нее по три колышка по обеим сторонам грифа. Мне удалось снять несколько колков, так что на гитаре остались три струны сверху и одна по середине. Я настроил их так, чтобы они зазвучали как бас-гитара в Kiss, и продолжал свои эксперименты. Эта гитара до сих пор хранится в доме моего отца. Я все еще захожу туда и играю на ней "Am I Evil?"». — Джейсон Ньюстед
2 — как начинался Flotsam and Jetsam
Свою карьеру Джейсон начинал в трэш-метал коллективе из Аризоны — Flotsam and Jetsam.
«Я был проездом в Фениксе [со своей группой Gangster], но команда вскоре распалась, и я устроился тут же на две разные работы, дневную и вечернюю. В феврале 1982 года на стене одного из заведений в Фениксе я увидел объявление от барабанщика Келли Смита, который искал басиста в свою группу. Я одолжил чью-то машину, взял свой бас и поехал к нему. За год мы толком ничего не сделали: меняли названия, привлекали других парней и прочее — но потом все-таки нам удалось собрать Dogz. Flotsam поднялся из всего этого». — Джейсон Ньюстед
3 — как проходило прослушивание в Metallica
«Скажу честно — тогда они были для нас настоящими героями и преуспели гораздо больше нашего. Так что просто находиться рядом с этими ребятами было чем-то особенным.
На прослушивание я пошел абсолютно подготовленным и уверенным в своих силах. Вылет из Феникса был в 6:30, а через час я приземлился во Фриско. Я был там уже в 7:30. Парни появились ближе к 10 часам, и все это время я старался упорно репетировать». — Джейсон Ньюстед
Так получилось, что прослушивали меня самым последним. Джеймс к тому времени уже изрядно набрался: выпил то ли 10, то ли 16 банок пива. Я подготовил сет, который Metallica играли вместе с Оззи, и сказал Джеймсу, пусть назовет любую песню из списка, и я ее сыграю.
Он называет одну, мы играем ее, играем другую, потом еще, бам-бам-бам! Мы выходим на улицу перекусить и что-то выпить, они интересуются моим музыкальным опытом: как долго я играл, сколько концертов дал, как долго был во Flotsam… Потом сказали, что у меня должно быть достаточно свободное расписание, чтобы вписаться в их график, а я ответил, что это не будет проблемой.
Я улетел домой той ночью, и Ларс позвонил мне на следующий день и сказал, чтобы я вернулся и выучил [новые] песни, так что я вернулся примерно через 30 часов». — Джейсон Ньюстед
4 — как отнеслись родители Клиффа к назначению Джейсона
«В тот вечер (а это был уже третий день, как я играл с парнями) к нам пришли родители Клиффа, Торбен Ульрих, еще несколько ребят из команды Metallica. Мы сыграли несколько классических композиций: Master..., Fade To Black, ...Bell Tolls, шедевры!
А случилось нечто необычное: я выключаю усилитель Клиффа — я играю на гребаном усилителе Клиффа, чувак! — ко мне подходит Джен [Бертон] и говорит: ««Отличная работа, сынок», а я такой: «Оу, спасибо!». Она обняла меня и сказала: «Ты тот самый, ты должен быть тем самым! У тебя все получится, береги себя». А потом она поцеловала меня, и хоть это было уже 35 лет назад, я помню каждый момент и никогда все это не забуду. Это было как благословение». — Джейсон Ньюстед
5 — каково было впервые выйти на сцену в составе Metallica
«Я был взволнован, можно сказать, серьезно беспокоился, но у меня не было неуверенности в себе — я знал, что знаю песни, знал, что у меня есть энергия и силы, которые в те времена очень даже требовались, чтобы играть в Metallica. Их концерты изнуряют физически, но я был готов к такому режиму работы. Но было еще кое-что, о чем я не могу не рассказать. Эпизод с кольцом.
«У меня были два кольца в виде черепов, сделанные на заказ. У одного в глазу был бриллиант, а у другого — рубин. Я оставил только одно, потому что ты не можешь играть [с двумя] — мне даже приходится носить свое обручальное кольцо на шее, потому что я не могу бить им о струны.
Итак, мы спускаемся вниз, и я не могу снять это чертово кольцо. Моя девушка в то время была рядом, и она пытается снять его, и у нее ничего не выходит. Ничего не получается и у работника сцены, а мне уже показывают, что пора выходить, но это чертово кольцо все так же остается на моем пальце.
Я просто нереально взбесился тогда. Я так много играл, что у меня опухли руки, и кольцо просто не слезало с пальца. Наконец, я просто срываю его, прямо вместе с кожей… Так что, когда я впервые вышел на сцену с Metallica, я уже достаточно испереживался, но это кольцо определенно добавило остроты во все происходящее».