С произведением господина Грекова я познакомился случайно. Он спросил, нет ли у меня желания сделать обзор первой и единственной на тот момент книги (шел март 2022-го года), а я, в целом, был и не против, но сразу предупредил, что не знаю, когда смогу добраться до его романа.
Автор, наверное, уже и забыл про это, но хомяк все помнит, МВАХАХАХАХАХАХА!!!
Так, стоп, чего это я? Я ж добрый.
Короче говоря, добрался в середине октября 2022-го и с легким охреневанием увидел, что у нас тут уже не книга, а цикл из четырех, что ли, томов.
Скрепя сердце и напомнив, что раз уж взялся за гуж - не говори, что не дюж, я собрался, как и всегда при разборах подобных произведений, прочесть минимум три книги, чтобы получить более-менее объективное представление об изучаемой работе.
Но и тут меня ждал облом: автор монетизировал свою нетленку, и то ли сам, то ли стараниями издателя, полностью выпилил из сети все, кроме первого тома. А мне, если честно, как-то не улыбалось покупать кота в мешке, и я прочел лишь то, что было.
Сейчас, кажется, уже можно найти все романы в Сети, но у меня нет ни малейшего желания тратить на них время.
Поэтому ограничимся лишь произведением номер раз, сиречь, книгой под названием «Начало новой эпохи».
Небольшое отступление. На сегодняшний день (9 марта 2023 года) у автора уже девять романов в трех циклах. Следовательно, на одну книгу размером примерно в 10 а.л. он тратит приблизительно 1,3-1,5 месяца, т.е. что-то около 40-45 дней.
В принципе, на этом обзор можно было бы и закончить, но ладно, раз уж начал, то следует довести дело до конца.
Погнали.
Капелька сюжета
В мир пришла Система и старый порядок рухнул.
Добрая половина человечества просто не пережила инициацию, а остальные же фактически стали игровыми персонажами.
Во дворах и переулках открылись данжи.
Около Авроры улоговился Кракен.
Но это все фигня, по сравнению с главным. Люди обрели фактическое бессмертие, а вернее, возможность респавна. У них, аки у персонажей какого-нибудь Супер Марио, появились жизни, которых может быть весьма и весьма немало и которые гарантируют возрождение.
Ну а помимо них, конечно же, возникли классы, магия, уровни и прочие замечательные особенности ролевых игр.
Да-да, наша планета стала РеалРПГ.
Впрочем, ладно, отставить зубоскальство. Даже из этой – заезженной фабулы можно выдавить интересную историю, а потому – продолжаем.
Главный герой – простой парень, по имени Олег, пережил первичную инициацию, вот только что-то с ним стало не в порядке.
Отсутствие возможности взять профу, немотивированно хреновое отношение со стороны других людей, постоянная нехватка жизней, и все это накладывается на дикий хаос первых дней после краха Старого Мира.
Все это сплелось в странный клубок загадок и интриг, распутать который, возможно, и предстоит нашему герою. Почему возможно?
Ну, потому что для начала неплохо бы просто не подохнуть!
Мир
Если честно, даже и не знаю, что тут писать.
Стало быть, на нашу планету пришла Сила, искусственно сдерживаемая на протяжении нескольких тысячелетий. В результате она стала одной большой ММО РПГ. В принципе, это все, что я могу сказать про Землю, как игровой мир. Она шаблонна и, говоря честно, уныла. Ничего особенного.
Более того, действие первого романа будет происходить в Расчленинграде, но, хе-хе, фрагментарно. Что называется, сбегает ГГ сюда, метнется туда, окажется на Авроре, отправится вот в этот домик, вот, как бы и все. Цельного города как-то не получилось.
А потому вместо унылого описания локаций скажу, лучше, пару слов о Вселенной, в которой происходит действие.
Сразу предупреждаю, что я уже подзабыл ряд моментов, связанных с происходящим, а потому могу ошибиться с некоторыми моментами. Но насколько помню, все выглядит примерно так:
Некогда вся вселенная была Перестроена и начался новый цикл жизни. Полагаю, имеется в виду Большой Взрыв.
Существа, появившиеся в самые первые мгновения нового Цикла – Высшие, подчинили более молодые расы, сделав их своими вассалами и даровав право основывать империи и обретать собственных слуг.
И так развивалась Система. Недостойные цивилизации стирались, достойным предлагалось стать вассалами более низкого ранга.
Вот только Перестройка никуда не делась.
И ахрилы – вассалы первого порядка – выяснили, что относительно скоро (всего-то через несколько тысяч лет) произойдет Перестройка части Вселенной, в которой они все обитают. А это значит полную аннигиляцию и начало нового цикла.
Высших, как я понял, такие мелочи не волнуют, но вот их вассалом сразу же стало как-то неуютно.
И они нашли выход – планетку в жопе Вселенной, на которой обитает крайне молодой, но парадоксальный вид – люди.
Аналитики пришли к выводу, что правильное направление людей после прихода в их мир Системы дарует шанс на спасение (для чего, права, придется изолировать планету от Силы на некоторое время). Более того, Высшие подтвердили право своих вассалов противиться Перестройке системы.
И алиены запустили в действие план, рассчитанный на многие тысячи лет…
Магия и боги
Если с богами все более-менее понятно, к ним определенно можно отнести таинственных Высших, ну или те силы, что запустили Перестройку, то вот про магию скажем пару слов.
Она тут представлена в виде игровых скиллов и статов. В падлу особо заморачиваться с описаниями, так что вот вам выдержка из романа:
Телосложение — 10.0
— Каждая единица дает тебе десять пунктов здоровья, — пояснила инопланетная женщина. — Чем его больше, тем дольше ты сможешь протянуть. Отсутствие еды, воды и естественного для тебя отдыха на протяжении долгого времени будет отнимать здоровье. Есть много способов увеличить его на определенное время: зелья, особые зачарования предметов, камни... Хотя последнее тебе долго не грозит. Камни редки, а инкрустация обходится слишком дорого. Да и доспех нужен, который заточен под это.
Новая вспышка боли.
Сила — 10.0
— У тебя появится пространственный карман, в который ты сможешь складывать всю добычу. Это могут быть как образцы оружия, доспехов и амулетов, так и предметы для крафта и артефакты. Одна единица силы равняется десяти пунктам пространственного кармана. Предметы, помещенные в инвентарь, застывают. Они не могут заржаветь, испортиться или сгнить. Можно прятать в него и вещи из вашего мира.
Ловкость — 10.0
— Иногда может настать момент, когда ты сможешь найти выход из локации. Но врагов будет много, и они будут сильны. Ты можешь добежать до выхода, а также увернуться от их физических атак. Чем выше твоя ловкость, тем ты будешь быстрее. И тем лучше сможешь уклоняться.
Восприятие — 10.0
— Сила не только в тебе самом, но и в предметах, что ты держишь в руках и носишь. Тот крылан из последнего тренировочного коридора не мог получить урона от твоих рук. Будь у тебя земное оружие — оно бы не справилось. Атака засчитывалась только от системных предметов и зелий. Чем выше твое восприятие, тем лучше ты сможешь находить предметы, а также оценивать их. Зелья — это особый предмет. Они действуют всегда. А вот вещи, которые ты не смог оценить или за тебя это не сделали другие существа, не будут иметь никакого эффекта. Ты можешь найти артефакт Высших, но для тебя он будет выглядеть невзрачным предметом, который наносит минимальный урон или дает совсем немного защиты.
Скрытность — 10.0
— Часто будет получаться, что тебе нужно куда-то пробраться. У мобов свой ареал обитания и радиус их агрессивного воздействия. Сумей убежать за пределы этого радиуса, и они тебя не тронут. Скрытность помогает уменьшать зону обнаружения. Этот навык действует в процентном отношении. Его можно прокачать только до определенного уровня. Он работает как на представителях как твоей расы, так и множества других космических цивилизаций. Ты быстро поднимешь этот параметр на максимум.
Удача — 10.0
— Со многих мобов в локациях будут падать трофеи. Но трофеи не всегда будут ценными или полезными для тебя. Удача позволит генерировать более необходимый лут. При нахождении тайников вероятность нужной вещи или нужного объема ресурса будет расти. Но помни, на одной удаче ни одно живое существо во Вселенной не сможет добиться успехов на протяжении длительного времени. Рано или поздно статистика возьмет свое.
Физическая защита — 10 + 1(тренировочный балахон и штаны)
— Твое тело несовершенно, но и оно может защитить тебя он атак. После инициализации твоя физическая защита стала абсолютной, но сейчас ты можешь легко погибнуть от тычка обычным ножом. На начальном уровне постижения Силы это важнейший навык. Однако потом его защита будет просто ничтожной по сравнению с броней, что ты сможешь найти, купить или обменять.
Ментальная защита — 10 + 1(амулет)
— Амулет, что сейчас на тебе, дает дополнительную единицу. Думаю, с ним ты проходишь еще очень долго, так как это редкий ресурс. Монстры с ментальными атаками будут встречаться редко, но они самые опасные. У них будет возможность зачаровать или проклясть тебя, взять твой разум под контроль и заставить уничтожить всех членов твоей группы. Остерегайся локаций, на которых будет написано, что они псионического типа. Крылан не являлся псиоником. Он только жалкая пародия на него, но и от подобных существ с их нефизическими атаками ментальная защита сможет защитить. Этот навык ты не сможешь повысить системными очками — только предметами, зельями и бафами. А ещё в твоем мире могут попадаться скрытые места, которые ты сможешь разглядеть только в том случае, если у тебя будет высокая ментальная защита.
Выносливость — 10.0
— Все действия, которые ты будешь совершать, тратят твою прану или по-другому — энергию: резкая атака оружием, тяжелый доспех, ускорение выше того, что тебе дает ловкость. Один пункт выносливости равен сотне праны. Остерегайся падения шкалы до нуля. Если это произойдет, ты будешь долго восстанавливаться, прежде чем опять начнешь ее накапливать. В этот момент ты будешь уязвим как никогда. Доспех и физическая защита не будут играть никакой роли.
Интеллект — 10.0
— В твой новый мир приходит то, что вы зовете магией. Потенциально она может быть полезней праны, но ее почти никто не развивает. Ведь вначале нет смысла вкладываться в нее. Один пункт дает тебе десять единиц маны.
Дух — 10.0
— Он ускоряет восстановление маны и праны. Одна единица духа будет восстанавливать десять очков энергии в минуту, а также одно очко маны. Это полезный навык, так как позволяет восполнять энергию, которая нужна всегда. Его можно развивать зельями, амулетами, камнями. Сам разберешься.
Регенерация — 10.0
— Чем она выше, тем быстрее восполняется здоровье. Ускорить регенерацию можно также, как и дух. Одна единица восстанавливает половину очка в минуту. Сейчас может показаться, что имея всего сто единиц здоровья, ты сможешь восстановить его за двадцать минут. Да, это так, но что будет, когда твое телосложение дойдет до тысячи? Будешь больше суток регенерировать?
Модификатор опыта — х1
— Ты получишь возможность увеличить свою Силу не только за счет убийств других существ, но и за получение уровня. Каждый представитель галактического Сообщества имеет уровень. Особенность моей расы в том, что мы всегда можем просматривать его у других существ, а также, что самое главное, видеть основные характеристики, про которые я тебе сейчас рассказываю. Новый уровень даст тебе три очка характеристик, а также восстановит все твои вторичные показатели: ману, прану и здоровье.
Модификатор урона — х1
— Каждое системное оружие, которое встретится тебе в локациях или у продавцов, имеет свой базовый урон. Очко характеристик, вложенное в него, увеличит твой показатель на одну десятую процента.
Интуиция — 1
— Это навык развивается естественным путем. Никто не знает, как он развивается и что для этого надо сделать. Но каждое улучшение играет огромную роль в жизни существ. Оно смещает твою реальность на одну десятую процента. Из тысячи попыток отгадать одну из двух карт ты будешь теперь не пятьсот раз попадать, а пятьсот один. Сейчас это кажется мало, но на большой дистанции при одинаковом шансе ты всегда будешь в большом плюсе.
Пространственный карман — 100кг
Мана 100/100
Прана 1000/1000
Здоровье 100/100
Знание 1/1
— У тебя имеются дополнительные жизни. Каждую жизнь ты можешь обменять на обучение, но помни — когда это значение опустится ниже нуля, ты будешь стёрт с этого пласта реальности. Всегда сохраняй несколько очков. Сейчас ты получишь кольцо возрождения. Никогда не снимай его. После твоей смерти оно сможет перебросить тебя на расстояние радиусом в десять километров. И оно же позволит тебе оказаться в начале локации, которая не будет обновлена. Представь, что ты практически зачистил локацию, но остался один моб, который тебя убил. Тогда ты сможешь не начинать сначала, а продолжить выполнять свою миссию. Ну или сбежать в случае опасности.
Как-то так. Идем дальше.
Персонажи
Главный герой у нас – обычный парень по имени Олег Светлов.
Ну, что поделать, кто-то же должен был родиться Олегом, чтобы сдать макет Игорю. Могло быть и хуже. Он мог оказаться в Омске, а не в Питере.
Что сказать про Олега?
Да ничего особенного, если честно. Протагонист, как протагонист. Этакий стандартный соотечественник, попавший в непростую ситуацию и начавший к ней приспосабливаться.
Достаточно порядочный человек, обладает чувством юмора, не моральный урод. Мне он, в целом, понравился, хоть и не особо запомнился.
Кто еще?
Нельзя не вспомнить Миху – забавного мужика с ПМ-ом, которого ГГ встретил на Авроре.
Фиг знает, почему этот персонаж отложился у меня в памяти, но он оказался помог ГГ в обмен на услугу. Вроде как, военный, сумевший пережить приход в мир Системы и сохранить внутренний стержень. По крайней мере, на момент первого тома.
Также в памяти остался Пётр Евграфьевич. Крайне занятный и веселый дедушка, получивший способности ментального мага.
Ну и, пожалуй, вспомню Тамару Игоревну. Не знаю, появится ли она в следующих книгах, но надеюсь на это. Кто она такая? Обычная добрая бабушка, оказавшая главному герою посильную помощь.
И пока что с героями закончим.
Увы, но их в книге не то, чтобы очень много. Основное действующее лицо – это Олег, а все остальные пока появляются лишь эпизодически. Кто из них пойдет дальше, а кто останется забыт я, увы, не знаю.
За и против
Ладно, давайте перейдем к главному.
Что понравилось в книге?
Пожалуй, юмор. Автор умеет шутить и даже использовать мемы, причем все это не вызывает острые приступы кринжа.
Всегда считал, что наличие чувства юмора – обязательное условие для писателя, и в этом плане господин Греков меня, пожалуй, не разочаровал.
В целом, с рядом оговорок (см. ниже), но к достоинствам книги можно отнести диалоги. Нет, до состояния «нормально» им далеко, но лично я увидел в них неплохие задатки. В принципе, потратив больше времени на работу с текстом, может получить неплохой результат.
Что еще?
Похвалю и приключенческую часть. Да, она шаблонна почти что от и до, но следить за похождениями ГГ в данжах лично мне, в целом, даже понравилось.
Ну и давайте еще скажу пару хороших слов про персонажей. Вот не знаю почему, но отторжения они не вызвали, а некоторые даже запомнились.
И вот на этом, пожалуй, мы закончим с достоинствами «Начала новой эпохи».
Настало время поговорить о многочисленных проблемах рассматриваемого произведения.
И в первую очередь я хочу побомбить на тему текста.
Он слаб и требует серьезной доработки.
Да, пожалуй, откровенной безграмотности я сразу и не припомню (хотя, вроде, проскакивали пару раз очень глупые и грубые грамматические ошибки, но это неточно, а потому спишем их на банальные опечатки), но вот количество стилистических косяков вызывает нехорошие мысли. Добавим сюда канцелярит, общую корявость текста, вопросы к словарному запасу автора и ряд других проблем, в общем-то, характерных для ранних работ любого МТА, и получим не самую приятную картину.
Я не просто так вспоминал «Игрока, забравшегося на вершину». Первые тома этого цикла до боли похожи на рассматриваемый роман господина Грекова.
Впрочем, одним лишь текстом проблемы не ограничиваются. Книга получилась… шаблонной. Вот прям до зубовного скрежета!
Почти все, что тут происходило, я уже где-то встречал. Автор фактически собрал свой роман из кусочков чужих произведений, то ли поленившись, то ли не успев добавить своего.
Опять эта Система, опять эти данжи, опять эти алиены, опять этот нетакуска-Марти в главной роли. Ну, хотя бы ГГ оказался нормальным человеком, а не очередным маминым пирожочком-доминатором, как в каком-нибудь унылом говне вроде похождений любителя херовых палаток.
Вот только… человеку хомяку стало банально уже где-то через пару страниц текста. Положение спасали разве что бодрые описания злоключений в этих самых данжах, да юмор, иначе было бы совсем грустно.
Нельзя не упомянуть и наши любимые рояли… Пардон, ой какие удачные моменты, конечно же. То ГГ ой как удачно получит штуковину, позволившую получить ответы на ряд важных вопросов, то ой как удачно зачистит высокоранговый данж с помощью пары атакующих зелий, ой как удачно полученных в прошлой главе, то ой как удачно нарвется на добрую бабушку, то ой как удачно первым найдет магазин с алиеном…
Короче говоря, количество клавишных в романе несколько превышает допустимое.
При этом автор старается лишний раз не подыгрывать протагонисту, ставит его в неприятные рамки, заставляющие все время балансировать на грани. Если бы он еще поменьше наград ему отсыпал, вообще было бы здорово.
Заключение
Итак, что же мы имеем?
Увы, назвать эту книгу даже средней у меня не поворачивается язык. Слабенький проходняк в лучшем случае. Про худший говорить не стану, у меня за него отвечает Гоблин-тян.
Самое обидное здесь то, что автор не безнадежен. У него есть чувство юмора, он неплохо прописал мелких второстепенных персонажей, и, как мне показалось, в состоянии выдавать нормальные диалоги.
А значит, немалую часть проблем вполне можно было решить, просто потратив на книгу побольше времени. Пару раз вычитать текст, придумать каких-нибудь фишек своей реалРыПыГышности (хватило же у автора фантазии на жизни, аки в играх на Дэнди), поработать над диалогами, убрав лишнее и добавив еще юмора.
Но для этого ж придется потратить аж два-три месяца на текст, если не все четыре, а сие недопустимо. Автор уже бабло рубит, ему не до фигни.
Возможно, я несправедлив. Возможно, последующие книги написаны лучше. Возможно.
Но в случае «Начала новой эпохи» мы имеем то, что имеем: слабое чтиво на разок для неискушенного потребителя контента.
Если вас такое устраивает – милости прошу, быть может, получите удовольствие.
Но всем остальным я бы рекомендовал не тратить время. Есть развлекательная литература куда интересней и качественней.