Расстройства аутистического спектра (РАС) – группа заболеваний, вызванных нарушениями нейропсихического развития. Основные проявления: ограниченная или полная невозможность взаимодействовать с социумом, отклонения в общении и стереотипные занятия и интересы.
Аномалии, перечисленные выше, свойственны всем детям с РАС. Они находят отражение в любых ситуациях и отличаются только степенью выраженности.
Классификация РАС
Согласно Международной классификации болезней 10 пересмотра МКБ-10, выделяют следующие виды расстройств аутистического спектра:
- детский аутизм;
- атипичный аутизм;
- синдром Ретта;
- дезинтегративное расстройство;
- гиперактивное расстройство, сочетающее в себе стереотипные движения и умственную отсталость;
- другие и неуточненные общие расстройства развития.
Чаще всего, первые признаки РАС проявляются в раннем детстве – до трех лет. Отставание в развитии, задержка психических функций и социально-коммуникативных навыков, нетипичные особенности поведения остаются с человеком на всю жизнь.
Виды расстройств аутистического спектраотносятся к разделу F84 «Общие расстройства психологического развития». Для более точной идентификации используется дополнительный код.
Факторы, влияющие на РАС у детей
1. Генетическая предрасположенность.
Учеными выявлены гены, которые играют значительную роль в возникновении РАС. Как правило, риск того, что у конкретного ребенка диагностируется расстройство аутистического спектра, возрастает, если:
- у родителя или другого близкого родственника диагностировано РАС;
- в семье уже есть ребенок с РАС;
- у плода или новорожденного установлены генетические нарушения.
2. Возраст отца.
Увеличение количества мутаций при сперматогенезе у мужчин старшего возраста может оказывать влияние на появление РАС.
3. Родовые травмы, ишемия и гипоксия плода.
4. Ожирение у матери.
5. Короткий промежуток времени между беременностями.
6. Приём беременной препаратов с вальпроевой кислотой.
7. Гестационный сахарный диабет у матери.
8. Недоношенность плода.
Как диагностируют РАС у детей?
Первичные признаки расстройства аутистического спектра можно разделить на группы:
1. Нарушено социальное взаимодействие.
Проявляется в виде:
- частичной или полной неспособности поддерживать зрительный контакт, соответствующие ситуации мимику, жестикуляцию и позу, которые необходимы для полноценной коммуникации со сверстниками или взрослыми;
- слабой заинтересованности в совместных занятиях и играх;
- нежелания реагировать на собственное имя и адресованную к ребенку речь;
- невозможности длительное время фокусироваться на том, во что пытаются вовлечь малыша;
- неясности телесных границ – отсутствует смущение или появляется чрезмерная тревога при общении с незнакомыми людьми;
- неспособности учитывать социальные правила и создавать долгосрочные дружеские отношения;
- полное отсутствие речи;
- аномалии речи – ребенок самостоятельно не заводит беседу, не задает вопросов, говорит только на интересные ему темы и не поддерживает разговоры других людей;
- недостаток компенсации речи жестами;
- стереотипность в речи, например, когда ребенок раз за разом задает одни и те же вопросы;
- автоматическое повторение чужой речи.
2. Ограниченные повторяющиеся движения, действия, увлечения и занятия.
Наблюдаются выраженные проблемы при переключении внимания и стремление к постоянству. В двигательной активности могут проявляться любые зацикленные движения. К примеру, раскачивание рук, кручение пальцев.
Нередко к этим проявлениям добавляются:
- нарушения сна и пищевого поведения;
- фобии;
- агрессия и причинение вреда другим людям и самому себе.
Диагноз «ранний детский аутизм» ставят, если вышеперечисленные признаки расстройства аутистического спектра проявились в первые 3 года жизни. Но это не значит, что у старших детей нельзя выявить заболевание. Можно. РАС успешно диагностируют в любых возрастных группах.
Как помочь ребенку с РАС?
В клинике доктора Шишонина представлены следующие методы коррекции расстройств аутистического спектра:
1. Комплекс упражнений в зале ЛФК под наблюдением аттестованного квалифицированного инструктора детского отделения.
Комплекс упражнений разрабатывается индивидуально с учетом физических возможностей ребенка. Тщательный контроль за нагрузкой обеспечивает должный лечебный эффект. В итоге улучшается сенсорная интеграция ребенка – он приобретает способность воспринимать движения и ощущать собственное тело. Стереотипное поведение корректируется. Налаживается коммуникация и взаимодействие с предметами.
2. Курс мануальной терапии для устранения родовых травм.
Авторская методика Александра Юрьевича Шишонина специально разработана для эффективного воздействия на глубокие мышцы шеи, спины и прилегающие артерии. Благодаря методике доктора удается восстановить положение и стабильность позвонков, нормализовать кровоснабжение, обеспечить правильную работу мозга.
3. Комплексный подход в лечении РАС.
Врачи, корректологи и инструкторы клиники доктора Шишонина помогают ребенку справиться с имеющимися социальными и когнитивными затруднениями. Малыш учится адаптироваться к незнакомым занятиям и процессам, включает в работу органы восприятия.
Методы коррекции расстройств аутистического спектра, которые применяются в клинике, дают гарантированный положительный результат и позволяют ребенку выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром. Записаться в клинику можно по ссылке.