Одной из декабрьских ночей 62 года до н.э. римский дом великого понтифика Гая Юлия Цезаря отдан женщинам. Ни один мужчина не входит туда, где совершаются таинства в честь Благой богини – таков обычай. Даже статуи богов, что украшают атриум и перистиль, завешаны тканью. Матроны с весталками распевают гимны, жертвенная свинья готова к закланию. За церемонией бдительно следит хозяйка дома, мать Цезаря Аврелия.
Меж разряженных дам снует очаровательная арфистка: румяные щечки, блестящие глазки, воздушные одеяния. Откуда прелестное создание? Ах, да какая разница – чем больше музыки в праздник, тем веселее. Девушка однако не спешит брать в руки инструмент.
Она здесь не для того, чтобы развлекать всех подряд.
Хитрость Клодия
В Древнем Риме такое происходит впервые: на праздник Благой богини проник тот, кому категорически нельзя. Под пеплумом и полупрозрачной туникой у юной арфистки вполне мужские половые признаки; а провела обманщика в дом его сестрица, что получила приглашение на мистерию.
Его зовут Публий Клодий Пульхр; он из богатого патрицианского рода, молод, хорош собой. Ему идет когномен «пульхр», что значит «прекрасный». А еще он страстно влюблен в жену Цезаря Помпею, 28-летнюю зеленоглазую диву с рыжей гривой, тонкими чертами лица, точеной фигурой. Однако все эти прелести не привлекают супруга чаровницы. Цезарь ворчит: жена «любит тратить деньги, ленива и монументально глупа». Ну а Клодий непривередлив, ему до ума Помпеи дела нет, коль все прочее на месте.
Гая Юлия и внучку диктатора Суллы поженила Аврелия. В юности Цезарю досталось от Корнелия Суллы сполна – едва избежал казни. А сейчас брак с Помпеей очень кстати, он укрепит союз Цезаря с набирающим силу Гнеем Помпеем Магном (Великим), которому девушка также приходится родней. В общем, все сложилось-срослось, а счастья нет. 6 лет мается Цезарь с нелюбимой женой; та даже ребенка ему никак не родит.
Помпея – дама ветреная, обожает внимание мужчин; Публий Клодий, мечта всех римлянок, попался в ее сети. Он блестящий оратор, острослов, уболтает и плебс, и любую красотку – но вот Помпеей увлекся всерьез. Только где им встречаться, если мать Цезаря Аврелия глаз не спускает с невестки? И влюбленные придумали план: в день Благой богини, когда из дома уйдут мужчины, Клодий нарядится девушкой, явится к Помпее. А там…
Кому улыбнулась удача
… Рабыня Абра слегка касается локтя арфистки: пора. Клодий выскальзывает в атриум, идет за Аброй в ее комнату; туда же скоро прибежит Помпея. Кому придет в голову проверять каморку служанки? Еще минута-другая, и он увидит предмет своей страсти.
Но время идет, Помпеи все нет. Что стряслось? Изнывающий Клодий высовывает нос из комнаты, следом за порог ступает нога… Он отправляется бродить по дому, натыкается на одну из рабынь. Та что-то спрашивает, Клодий, забывшись, басит в ответ; рабыня поднимает тревогу – мужчина на таинстве! Нарушитель в панике несется обратно в комнату Абры.
Аврелия прерывает церемонию, приказывает запереть все двери. В доме начинается обыск, повсюду мелькают огни светильников. Помпея, что по воле злого рока задержалась на церемонии, кусает губы. Дрожащий в каморке Клодий слышит шаги: ближе, ближе…
Плутарх сообщает: «Наконец его нашли укрывшимся в комнате служанки, которая помогла ему войти в дом, и женщины... выгнали его вон». Скандал замять не удалось; Клодия обвинили в святотатстве, вызвали в суд. Аврелия дала против него показания, осудил проказника и Цицерон. Но у молодого патриция нашлись заступники: деньги, шантаж – в итоге вину его замяли, Клодий отделался порицанием.
Иное дело Помпея: она дала Цезарю прекрасный повод для развода. Хотя на суде понтифик заявил, что не знает об измене супруги и ее прелюбодеяние не доказано – мало ли кто шлялся по его дому в женских тряпках – позже выдал ставшую крылатой фразу, которая объяснила причину расставания с Помпеей. «Жена Цезаря должна быть выше подозрений».
На Клодия Цезарь если и гневался, то недолго. Он помог воздыхателю экс-супруги пробраться в народные трибуны, использовал его в борьбе против Цицерона. 10 лет Клодий ублажал плебс и угрожал сенаторам, а потом погиб в драке с одним из своих врагов.
Гай Юлий еще пару раз женился, не брезгуя при том связями на стороне: жены Красса и Помпея, мать Брута Сервилия… В общем, что дозволено Цезарю, не дозволено его супруге.
Помпея Сулла недолго маялась в одиночестве: вышла за соратника Цезаря Публия Ватиния – а следом сгинула со страниц истории.
Автор – Марина Туманова