Морской пляж и женщина (пневморайонизм)
В этой беспредметной картине 1913 года Ларионов полностью использовал абстракцию, используя пересекающиеся диагональные штрихи синей, красной и белой краски, чтобы создать ощущение энергичного динамизма, который мало похож на название картины. Пример районистских картин Ларионова, стиль, который он разработал вместе с Гончаровой, "Морской пляж" и "Женщина" придают визуальную форму его недавно разработанной теории районизма. Вдохновленный его интересом к оптике, радиации, рентгеновским лучам и четвертому измерению, художники стремились изобразить динамическое пересечение лучей света. Позже он описал районизм как живопись "нематериальных форм и нематериальных объектов" в пространстве. Термин "лучизм" происходит от буквального перевода "лучизм", что по-русски означает "луч". (Это также иногда называют районизмом.) Как сказал Энтони Партон: "Райизм Ларионова ... был абстрактным и необъективным стилем живописи. Первые полотна райониста изображают лучи света, отраженные от предметов повседневного обихода, которые разрушают пространство картины, в то время как последующие работы представляют только сами лучи, которые пересекаются, создавая динамические плоскости цвета ".
Несмотря на свою относительную важность для позднего русского искусства, районизм привлек мало последователей. Тем не менее, Ларионов стремился исследовать различные аспекты этой новой работы, изложив свои идеи в четырех манифестах. Эта теоретическая работа очаровала авангард в то время. Он писал: "Приветствую наш районный стиль живописи, независимый от реальных форм, существующий и развивающийся по законам живописи. (Районизм - это синтез кубизма, футуризма и орфизма.) . . . Продвигаемый нами стиль лучистой живописи связан с пространственными формами, которые получаются в результате пересечения отраженных лучей от различных объектов, и формами, которые выделяются художником ". Таким образом, районизм был синтезом идей, почерпнутых из международного авангарда и исконно русского искусства и народной культуры, а также из его интересов в науке и четвертом измерении. Важно отметить, что переход Ларионова к беспредметности позволил ему сосредоточиться на цвете, форме и фактуре краски холста, а не на предмете или символизме. Этот новый акцент на основных элементах живописи оказал влияние на будущее русского искусства, включая супрематизм и конструктивизм.
Холст, масло - Музей Людвига, Кельн, Германия