Для многих родителей выполнения домашних заданий вместе с ребенком превращается в настоящую пытку. Можно ли это исправить? Конечно, давайте разбираться вместе.
Домашнее задание — основной способ развития у ребенка ответственности и самостоятельности. То есть смысл домашних заданий — научить ребенка какое-то действие выполнять самостоятельно, без посторонней помощи.
То есть выполнять домашнее задание (за редким исключением, где прямым текстом сказано “вместе с родителями”) школьник должен сам. Задача же родителей — подготовить для него рабочую среду без отвлекающих факторов, в которой ребенку будет комфортно выполнять домашнюю работу и в которой его ничего не будет отвлекать. Итак, теперь по пунктам.
1. Рабочее место. У ребенка должна быть своя комната или хотя бы отдельная “зона” с письменным столом, стулом. Желательно, чтобы поблизости не было отвлекающих экранов телевизора или компьютера. Смартфон ребенка на время выполнения заданий тоже лучше убрать подальше. То есть в момент выполнения домашнего задания на столе могут быть только вещи, которые нужны для выполнения уроков.
2. Расписание. Если составить простое расписание всех дел, которые нужно выполнить сегодня, дело пойдет веселее. Сюда вносим выполнение домашнего задания, наведение порядка в комнате (при необходимости), посещение секций и кружков. И не забудьте оставить место под “свободное время”, когда ребенок может заниматься тем, чем считает нужным. Домашнее задание в этом списке лучше всего не “забрасывать” в самый конец. Лучше, наоборот, сделать его как можно раньше или хотя бы в середине дня. В конце дня у детей все еще есть силы играть и кричать, что не хотят спать, но вот с уроками этот номер не проходит, интеллектуальные способности ребенка к вечеру падают. Требовать от него ночью высчитывать, сколько же нужно землекопов, чтобы вырыть траншею, просто бесполезно.
3. Чек-лист. Для многих, особенно младших школьников, которые пока только привыкают к дисциплине, сложно сесть за домашнее задание. Чек-лист здесь очень поможет. Ребенок пошагово расписывает, как именно он будет садиться за уроки: открыть портфель, достать и открыть дневник, выбрать предмет, который будет выполнять, вытащить учебник и тетрадь и т.д. Выполненные пункты ребенок отмечает и очень быстро приступает непосредственно к выполнению заданий.
4. Чередование сложного и простого. Хороший вариант — выполнять сложные и простые предметы через один. В этом случае, конечно, ребенок должен ориентировать именно на свое восприятие. Для разных детей один и тот же предмет может попасть в разные “весовые категории”. Или можно чередовать письменные и устные предметы.
5. Делим на мини-блоки. Ребенку сложно долго концентрировать свое внимание длительный промежуток времени. Поэтому предлагаю разделить выполнение заданий на блоки по 10-15 минут с использованием таймера. После звонка таймера ребенок может встать, отдохнуть, походить. Дальше начинается следующий блок.
Успехов вам и вашим детям!
Видеоверсия данной статьи доступна на YouTube-канале Шамиль Ахмадуллин.