📍 В период взросления мы проходим кризисные стадии которые впоследствии формируют успешные или не очень успешные модели взаимодействия и адаптации в обществе.
📍 Задачей нормативных кризисов служит развитие психологических особенностей человека и новообразования в поведении. На каждом новом этапе человек развивает новые функциональные способности, которыми не владел ранее. Мы уже разбирали эти кризисные этапы:
0-1 год – понимание слов людей, формирование наглядно-действенного мышления, овладение ходьбой и появление первых слов
1-3 года – развитие речи, интеллекта, восприятия, автономии, «Я самости» и выделение личности
3-6 лет – от наглядно-образцового мышления переход к символам, формирование самооценок, детского мировоззрения, совести, произвольного поведения и характера
7-11 лет – формирование отвлечённого вербально-логического мышления, умения управлять своим поведением, рефлексия, самооценивание
11-14 лет – утверждение своей индивидуальности, независимости, формирование самосознания, самоопределения, «чувства взрослости»
14-18 лет – формирование мировоззрения, способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации, чувства дружбы и любви
18-25 лет – стабилизация характера, мировоззрения, самосознания, выбор профессии, стиля жизни, любимого человека, активность в сексуальной сфере, формирование профессионального мышления
После 25 лет – расцвет и достижение вершин личностного, духовного, социального и профессионального развития
📍 Наряду с внутриличностными задачами идёт развитие межличностного взаимодействия, и насколько у человека получится научиться устанавливать контакты с другими, настолько он и будет адаптирован в социуме.
Сегодня более подробно посмотрим на эмоциональные связи с другими, которые выражаются в ощущении собственной способности любить и заботиться о другом, в уравновешенной заинтересованности в любви по отношению к себе. Другими словами, насколько в любви к другим в нас присутствует умение любить и уважать себя.
До первого года жизни у младенца формируется привязанность к матери, устанавливается внутренняя организмическая регуляция, идёт чередование фаз фрустрации и страха, когда мама ушла и удовлетворения, когда вернулась. В этот же период у младенца происходит важное разделение – принятие того, что радует и защита от того, что пугает. Коротко, писала об этом в теме изоляции, когда именно сон младенца и является первым способом изоляции от тревожных чувств.
До двух лет у младенца происходит отделение от матери и формируется представление о ней вне собственного «Я». Идёт развитие половой идентификации, проявляется заинтересованность событиями внешнего мира, развиваются когнитивные и моторные навыки, которые впоследствии станут базой для психической и физической сепарации. В этом возрасте всё ещё присутствует необходимость эмоциональной подпитки матери, особенно в периоды упадка или усталости.
До пяти-шести лет у ребёнка складывается упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний, направленных на родителей. В этот период развивается стремление к единению с родителями противоположного пола и бессознательно желает исчезновение родителя своего пола. Отступая от основной темы можно сказать, что именно развод родителей в этом возрасте вызывает у ребёнка мысль: «Это я виноват в том, что папа ушёл» и т.п. По «случайному» совпадению происходит внешнее отражение внутренних мыслей и чувств.
Рассматривая дальнейшее становление ребёнка в этом возрасте мы видим, что при позитивном развитии, когда и мама и папа вместе, ребёнка продолжают любить и поддерживать таким, какой он есть, в полноценной семье происходит «правильная» гетеросексуальная ориентация и взрослый хорошо адаптируется в отношениях с другими людьми. Формируется нравственное сознание и закладывается устойчивая организация характера, совокупность паттернов мышления, чувствования и действия. Возникает борьба между импульсами влечения с одной стороны и различными силами сдерживания, с другой.
С шести до одиннадцати лет снижается сексуальная активность, появляется стыд, отвращение, возникают нравственные и эстетические стремления, развиваются психические, когнитивные и социальные навыки. Подросток учится взаимодействию, вырабатывает эффективные способы коммуникации, узнаёт о существовании «серьёзных» конфликтов и способах их разрешения. В этот период роль взрослого сложно переоценить. Поддержка, защита и опора значимых людей создаёт эмоциональную устойчивость перед жизненными трудностями, приходящими из вне на всю последующую жизнь.
В подростковом возрасте и до 18 лет происходит близкое взаимодействие с другим человеком, созревание сексуальной организации сочетается с укрощением агрессивного влечения, возрастания контроля над инстинктами. Когда же в сексуальном развитии происходит сбой, что сексуальная активность напоминает инфантильный подход с точки зрения условий или способа разрядки. В этот период может произойти искажение в сексуальной жизни подростка, которое будет иметь влияние на все последующие отношения.
Также, в этот период закладывается способность развивать дружеские и эмоциональные связи, даже при наличии враждебных чувств. Они основываются на умении человека формировать позитивные психические образы этих объектов. Сохраняются стабильные позитивные отношения несмотря на ситуации враждебного взаимодействия. Во взаимоотношениях с другими обретается уникальное чувство собственной идентичности.
В зрелом возрасте происходит фиксация выработанных моделей поведения с близкими людьми и развитие новых моделей, нацеленных на социальную и профессиональную реализацию. Способность любить, работать и адаптироваться достигает максимума, происходит чёткое разделение себя с другими, а значит и приходит понимание что у них могут быть собственные желания, порой не совпадающие с желаниями самого человека. Приходит принятие, понимание и умение терпеть амбивалентность по отношению к другому человеку. Наряду с этим возникает осознание того, что и сам человек и другой самостоятельны, потребности друг друга могут значительно различаться и вступать в конфликт. Умение принимать и уважать потребности другого наряду со своими собственными интересами говорит о максимальной зрелости личности.
📍 Развиваясь, мы понимаем, что каждый человек уникален, обладает собственной идентичностью и имеет право на собственное решение, даже если это решение нам неприятно и вызывает чувство покинутости, мы принимаем его и даём другому право выбора.
📍 Именно такое поведение и будет результатом зрелого подхода к эмоциональным отношениям с другими людьми. Взаимное уважение, желание слушать и слышать друг друга, а не только собственную потребность, говорит о целостном развитии и успешном преодолении кризисных этапов становления личности.
📍 Если на каком-либо из кризисных этапов произошёл сбой, то последствия скажутся на дальнейших отношениях. Под искажённым прохождением может пониматься всё, что вносит дисгармонию и разбалансировку мыслей, эмоций и чувств человека.
Например, эмоционально холодная мать, деспотичный отец, родители с зависимостями, развод родителей, буллинг в школе и отсутствие поддержки от значимых взрослых в этот сложный период. В жизни есть много причин, по которым происходит блокирование важных и нужных знаний, умений и навыков. Именно сбой в прохождении нормативных кризисов и откладывает отпечаток как на внутриличностное, так и межличностное развитие.
Почти всегда, человек избегающий общения с окружающими имеет глубокую внутреннюю травму в прошлом, с последствиями которой не справился и по сегодняшний день.