Вчера был праздник 8 марта. И я, как самая обычная девушка, запаслась носовыми платочками, шоколадками и села смотреть фильм Титаник. Муж совершенно (ну может не совершенно, а почти) добровольно тихонько храпел рядом.
И вот по итогу, утерев сопли, мне стало интересно — а какие последствия гибели Титаника наступили с юридической точки зрения. Кого-нибудь посадили? Возмещался ли ущерб пострадавшим? Выплачивалась ли компенсация морального вреда семьям погибших? В общем, я решила узнать о гибели Титаника именно с правовой точки зрения. Делюсь интересными фактами с вами.
Не забудьте подписаться на канал!
Титаник пошел ко дну 15 апреля 1912 года, а уже 19 апреля начались судебные разбирательства. Они заняли 4 года!
Кого признали виновным?
Прежде всего пришли к выводу о вине капитана Эдварда Смита: он получил предупреждение об айсбергах, но не снизил скорость в опасной зоне.
Вторым обвинили дежурного офицера Уильяма Мёрдока, который скомандовал кораблю затормозить и дать ход назад. Исследователи утверждали, что при сохранении скорости, корабль бы значительно быстрее повернул и мог избежать столкновения. Более того, возьми корабль этот айсберг на таран, затоплен бы оказался только один носовой отсек, и корабль остался бы на плаву.
Привлечь этих людей к ответственности, ясное дело, было невозможно, оба погибли в результате крушения.
Трест «International Mercantile Marine Company», в который входила компания «Уайт Стар Лайн» - собственник Титаника, не был привлечен к ответственности, поскольку было доказано, что корабль был построен и спроектирован по всем стандартам, действовавшим на то время. Конечно, после катастрофы, эти стандартны переписали.
К примеру, установили, что количество посадочных мест в спасательных шлюпках, должно быть не менее количества людей и членов экипажа на борту.
Однако в отношении руководителя компании Джозефа Исмея (который спасся после кораблекрушения) хотели возбудить уголовное дело. Следствие утверждало, что именно с его подачи капитан Смит не уменьшил скорость корабля, ведь компании так хотелось произвести впечатление на публику быстроходностью судна. В последствии все обвинения с Джозефа Исмея были сняты.
Под удар также попал капитан парохода «Калифорниэн». Это судно находилось поблизости от Титаника и видело его сигналы, но не пришло на помощь. Капитан подвергся ужасной критике и всеобщему осуждению, так как совершил самое страшное в море преступление — не оказал помощь тонущим. Но и его оправдали, поскольку по правилам судоходства сигналы, которые должен подавать тонущий корабль, должны быть обязательно красного цвета. Титаник же запускал в воздух белые фейерверки (которые предназначались для праздничных мероприятий). В связи с этим капитан «Калифорниэн» не понял, что корабль в беде. В последствие он был оправдан.
Из интересных фактов, именно "Калифорниэн" последним дал Титанику ледовое предупреждение, примерно за три часа до столкновения. Сам "Калифорниэн" не стал рисковать и плыть ночью через опасную зону, он лег на дрейф.
И именно радист "Калифорниэна" в буквальном смысле проспал все сигналы бездействия тонущего корабля.
Так кто понес уголовную ответственность за гибель Титаника?
Ответ — никто.
По действовавшему тогда Закону Хартера (принят в 1893 году), судовладелец привлекался к ответственности, если было доказано, что он знал о нарушении правил судовождения. Но, как было указано выше, Титаник соответствовал всем нормам и требованиям, а катастрофа произошла из-за природных условий и вины погибших членов экипажа.
Правда, в последствие, уже в наше время появилась теория о том, что при строительстве корабля произошел пожар. Огонь повредил часть обшивки корабля, ослабив её прочность. По иронии судьбы, именно этой частью обшивки корабль и столкнулся с айсбергом. Исследователи утверждают, что корабль в таком виде не следовало спускать на воду, обшивка нуждалась в замене, но застройщик закрыл на это глаза. Ведь корабль считался непотопляемым! Конечно, в наши дни привлекать к ответственности за такую халатность уже некого.
Что примечательно — на корабле ни у кого из членов экипажа не было биноклей. Они были заперты в сундуке, а матрос, который отвечал за них, сдал смену перед отплытием Титаника и просто забыл передать ключи сменщику. Его и матроса, по вине которого на Титанике не было красных сигнальный огней, к ответственности тоже не привлекли. Да, это было нарушение трудовой дисциплины, но никак не вина в гибели такого количества людей.
К слову, интересный факт: пассажиры третьего класса не имели прямого выхода на шлюпочную палубу. Их вообще держали за запертыми дверями от первого и второго классов. Так предписывал закон об эмиграции в целях недопущения распространения инфекционный заболеваний.
После Титаника, закон в данной части был изменён.
Возмещался ли ущерб пострадавшим?
Не смотря на то, что компанию «Уайт Стар Лайн» освободили от уголовной ответственности, всё же суд признал её виновной в причинении ущерба. Один ирландский фермер Томас Район подал иск в суд на компанию с требованием компенсировать моральный вред, причиненный в результате гибели сына. И суд удовлетворил его иск. После этой победы некоторые члены семей также обратились в суд. Общая сумма требований составляла 16 миллионов долларов, но юристам компании удалось снизить размер компенсаций до 650 тысяч долларов.
Вопросы страховки
Конечно же Титаник был застрахован.
Ведь когда ты строишь корабль и позиционир
уешь его как непотопляемый - обязательно нужна страховка.
В течение 30 дней после катасрофы компания «Уайт Стар Лайн» получила страховую выплату в целых 3 464 111 долларов, что на сегодняшний день составляет 93 миллиона долларов.
Также выплаты получили семьи погибших, которые были застрахованы. Рекорд по размеру выплаты принадлежит семье управляющего аграрного холдинга — 175 тысяч долларов (сейчас это около 4,6 млн. долларов).
И первый случай в истории, когда страховую выплату получили за утрату автомобиля в результате столкновения с айсбергом. Звучит как анекдот. Действительно на борту Титаника был автомобиль. Страховая выплата составила 5000 долларов.
В заключение
Гибель Титаника считалась самым страшным кораблекрушением до 1987 года. В этом году ко дну пошел филиппинский паром "Донья Пас", унесший с собой жизни 4000 с лишним человек.
Но об этом мало кто знает, ведь Джеймсу Кэмерону приглянулся Титаник...
Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь вам было интересно!