Найти тему

Не болтай!

Это первое правило профессии, которому я обучаю всех стажёров. У стен есть уши, причём никогда не знаешь, когда и где это сработает против тебя.

Первый случай, где это правило пригодилось, случился в те годы, когда я нёс службу в органах местного самоуправления. Мне, молодому тогда специалисту, предстояла первая командировка в суд кассационной инстанции. Лететь туда надо было самолётом часа полтора, а с момента прилёта было ещё пару часов для подготовки к судебному заседанию. Вылет был рано утром, и я решил в полёте просто урвать драгоценные минуты сна.

Во время посадки пассажиров я заметил двух грузных мужчин, севших чётко впереди меня. И тут начинают они громко и обстоятельно обсуждать предстоящее дело. Из их разговора я понял, что это и есть мои оппоненты.

Тут стоит отметить, что моя правовая позиция по делу была весьма слабоватой и я, уже готовился показать сопротивление обречённых. Сказывалось отсутствие опыта. Да только мои оппоненты, разложив бумаги, начали бодро обсуждать и моё возможное противодействие им. Не знал я тогда, что именно в этот момент мне улыбается удача, а над моими оппонентами потешается судьба.

Как мои уши могли пройти мимо такого обсуждения? Сон как рукой сняло. Распушив свои локаторы, не отсвечивая, я достал блокнот и стал записывать. В один из моментов обсуждения оппонент воскликнут, приведя возможные доводы моего сопротивления: «Если они это заявят, то нас похоронят». Знал бы он, как кстати пришёлся мне их совет. Фактически мои оппоненты выложили мне тактику моей защиты.

Так много в полёте и в кафе перед заседаниями ни до, ни после в своей жизни я не писал. Рукописная позиция еле уместилась на двенадцати листах мелким подчерком. Пришлось даже нарушить свою традицию: пить кофе перед процессом в этот раз не пришлось.

Естественно, в ходе судебного заседания я и приобщил свою письменную правовую позицию. Итог заседания был предсказуем: вместо расстрела я получил триумф.

После заседания один из моих оппонентов стал пристально меня разглядывать и внезапно изрёк: «А не Вы ли сидели на соседнем с нами ряду?». На что он и получил мою благодарность за подсказку. Оппонент покраснел, но ничего уже сказать не мог.

Второй случай тоже был весьма показателен.

Я сидел перед залом судебного заседания, читал книжку и ждал его начала. У меня есть привычка приходить минут за 10-15 до начала. Не ранее дабы не тратить своё время. Тут случается задержка. Приходит весьма симпатичная женщина с 3-5 людьми. Как позже понял, что это и есть мой оппонент со свидетелями. Всё бы хорошо, сиди они тихо. Да нет же: надо же проверить как свидетели будут давать показания. Тактика не отсвечивать раньше времени не подвела и в этот раз. Схема: блокнот-конспект и тут пригодилась. Сказать, что я устроил оппоненту и свидетелям ад – это ничего не сказать. Судья не препятствовала этому и попутно глумилась над незадачливыми свидетелями и оппонентом. Было весело. Показания свидетели были оценены в решении суда как не заслуживающие доверия.

А третья история – пример того как «свидетели» чуть не стали подозреваемыми по уголовному делу.

Кафе возле суда – это ведь идеальное место для тренировки свидетелей, не так ли? Не изменяя своей традиции сижу и пью кофе с вкусным пирогом с красной рыбкой. Дело касалось лишения моего клиента наследства как недостойного наследника. Сижу как кот Бегемот, никого не трогаю и почти примус починяю. За соседний столик садится компания из пяти человек. Из разговоров я понимаю, что это мои оппоненты, которые пригласил так называемых «свидетелей на час», которые должны в ходе судебного заседания воплотить все фантазии заказчика в показания. Тут пригодился диктофон с чувствительным микрофоном. Удалось всё записать.

Дальше – холодный расчёт. Я дал возможность всем «свидетелям» высказаться. А потом настал момент «Х». Я попросил суд приобщить карту памяти с диктофона. Судья решила прослушать содержимое. Сказать, что судья была в ярости – ничего не сказать. Повторно свидетели были опрошены и им предложено было выбрать: уголовное дело за дачу заведомо ложных показаний или дать правдивые показания. «Свидетели» выбрали второе.

Потому все конфиденциальные разговоры я веду исключительно в своём кабинете, в котором висит репродукция старого доброго советского плаката «Не болтай!».

P.S. Картинка взята с https://static.auction.ru/offer_images/cmn8/2019/06/15/06/big/U/U6vST34ChJo/ne_boltaj_vrag_podslushivaet_sovetskij_plakat.jpg