Найти тему
ПоУшиВКино

Костюмы из фильма Bohemian Rhapsody (2018): Образ Фредди Меркьюри, модника и музыканта

Оглавление

Смотрела уже сотый Обзор луков звезд на Grammy 2023 (от Рогова на сей раз), опять там этот Гарри Стайлз в своём комбинезоне от Egonlab (я не понимаю Стайлза). Но вот новый обзор дал ответвление, очень интересное мне. Александр Рогов сказал, что в этом комбинезоне есть возможная отсылка к стилю Фрэдди Меркьюри (Freddie Mercury) и его любви к ярким сценическим образам.

Вот куда я вышла через комбинезон.

Нашла эскизы художника по костюмам Джулиана Дэя (Julian Day), который работал над гардеробом Рами Малека (Rami Malek) в фильме “Богемская рапсодия” (2018, Bohemian Rhapsody).

Фредди Меркьюри учился в художественной школе Ealing Art College*, и у него (на пару с Роджером Тейлором) был прилавок с одеждой на Kensington Market. Он любил одежду, и есть сплетня, что он сказал как-то, что “вы смотрите не концерт, а показ мод”.

*Меркьюри признавался, что после получения диплома Ealing Art College он решил, что не будет стремиться к карьере графического дизайнера, но художественное образование стало полезным в его будущей работе в качестве музыканта. “Художественная школа учит вас быть более внимательными к моде, всегда быть на шаг впереди”, - объяснял Меркьюри. Он сказал, что, когда он объединился со студентами и будущими своими коллегами по группе Брайаном Мэем, Роджером Тейлором и Джоном Диконом в начале 70-х, внешний вид был ключевой частью их стратегии. “Концепция Queen заключалась в том, чтобы излучать царственность и величие. Гламур был частью нас, и мы хотели быть денди. Мы хотели шокировать и быть эпатажными”, - рассказывал Меркьюри.

Джулиан Дэй исследовал архивы Queen в Лондоне, которые содержат множество вырезок из новостей, образцы костюмов, а также к истории давно закрытого рок-н-ролльного лондонского бутика Biba, где работала возлюбленная Меркьюри Мэри Остин, когда они познакомились.

Дэй воспроизвёл многие из самых запоминающихся образов музыканта с нуля.

Топ с крыльями летучей мыши

В 1970-х Фредди Меркьюри выступал покровителем британского модельера с розовыми волосами Зандры Родс (Zandra Rhodes), тем не менее она сшила для них не так много костюмов. Это именно она создала белый плиссированный топ с крыльями летучей мыши, в котором он был на концерте 1974 году.

Джулиан Дэй рассказал историю: “Фредди зашёл к Зандре в ателье и увидел свадебное платье, над которым она тогда работала. Он сказал, что ему нужен топ, и она отрезала юбку от платья и отдала ему. Я пошёл к Зандре и попросил её воспроизвести этот самый топ в точности, но из более лёгкой ткани”.

Фредди Меркьюри любил театральность. Когда он говорил о группе Queen, то сравнивал её больше с Лайзой Миннелли, чем с Led Zeppelin, например, и ему нравилось носить комбинезоны из спандекса, которые позволяли ему прыгать и взаимодействовать со своей аудиторией таким образом, который, по мнению Дэя, делал его более доступным, чем современники Дэвида Боуи и Элтона Джона (к слову, Дэй также разработал гардероб для биографического фильма об Элтоне Джоне "Рокетмен"/Rocketman).

Между Родс и Меркьюри было общим их чутьё: её – в париках яркого цвета и густом макияже, его – в костюмах, “изменяющих” пол. В журнале Vogue хорошо описано их сотрудничество: “пока Родс одевалa принцессу Диану для её королевских туров, Меркьюри будто бы наряжал “леди Ди” в мужскую одежду и тайком проводил её в гей-клуб. Можно сказать, что Родс и Меркьюри были родственными душами в их стремлении к воплощению своей самой смелой фантазии”.

Комбинезоны

Воссоздание комбинезона Арлекин (harlequin) Джулиан Дэй называет “невероятным инженерным подвигом”. Чтобы создать его, нужно было каждый ромб вырезать и сшить воедино вручную, до итогового результата понадобилось 30-40 подгонок.

Оригинальный Арлекин (harlequin), принадлежащий Фредди Меркьюри, был продан на аукционе в 2012 году за 22 500 фунтов стерлингов (около 29 000 долларов).

*Эскиз есть только комбинезона с пайетками (sequin jumpsuit). Эскиз арлекина не удалось найти

Вызывающий стиль и признание себя вдали от публики

Фредди Меркьюри в стиле Tom of Finland
Фредди Меркьюри в стиле Tom of Finland

К 1980-м ориентация Меркьюри перестала быть тайной, хотя сам он публично не признавал себя геем. А его образ преобразовался в мачо с кожаными куртками, аксессуарами в стиле БДСМ, обтягивающими джинсами и майками, вдохновлёнными культурой гей-клубов и напоминающими работы Tom of Finland. Дэй говорит: “Он посетил клуб в Нью-Йорке под названием Mineshaft в районе мясокомбината. Идею фетиш-одежды теперь эксплуатируют Dior и другие модные бренды высокого класса. Но тогда так одевались на сцене, а выглядеть так на публике считалось радикально”.

По поводу ориентации Фредди Меркьюри есть мнение биографа музыканта Лесли-Энн Джонс (Leslie-Ann Jones). 31 октября 1975 года состоялся релиз песни Bohemian Rhapsody, и сам певец отказывался раскрывать смысл песни, так же поступали и остальные члены группы Queen. Лесли-Энн Джонс поделилась скрытым посылом песни. В строчке "Mama, I just killed a man" (Мама, я только что убил мужчину)/"Put a gun against his head, pulled my trigger, now he’s dead" (Приставил пистолет к голове и нажал на курок, и вот он мёртв), он говорит о том, что убил старого Фредди, свой прошлый образ, гетеросексуальную личность, которой он был в начале, избавился от одного Фредди и принял свою истинную личность, которую скрывал на протяжении многих лет. На предположение Джонс сам Меркьюри рассмеялся, но его любовник Джим Хаттон позже, уже после смерти певца, подтвердил, что гипотеза верна: “Фредди никогда бы не признал это публично, потому, что он должен был продолжать соответствовать легенде о том, что он натурал, ради его семьи. Но мы обсуждали это много раз. Это было признание Фредди. Это песня о том, насколько другой могла бы быть жизнь. Насколько счастливее бы он чувствовал себя, если бы мог быть собой. Мир услышал шедевр, созданный его воображением. Это было так сложно и многослойно, но посыл был очень простым. Bohemian Rhapsody показывала то, каким был настоящий Фредди”.

Образ для концерта на Live Aid в 1985 году

Самым сложным для воссоздания образом Джулиан Дэй называет наряд для выступления на мероприятии Live Aid в 1985 году. Но одновременно это и самый простой. Так получилось, что его простота была обманчивой. Дэй связался с Wrangler, который предоставил оригинальный фасон джинсов, которые носил артист, и с Adidas, который воспроизвёл модель кроссовок. “Я купил пояс с шипами и нарукавную повязку в том же месте, где Меркьюри купил их в Лондоне, но белая майка была самой сложной. Мы провели так много кинопроб. Она должна была быть облегающей, но не слишком, и в итоге у меня было где-то 20 или 30 вариантов”, - рассказывает Джулиан Дэй.

***