Найти тему
История моды с Марьяной С.

Запутался сам - запутай читателя, или Книга о викторианской Англии

Есть такая книга, "Повседневная жизнь викторианской Англии" Тани Диттрич. Очень, очень, очень сомнительная, так что рекомендовать вам её я не собираюсь. Но! Приведу, пожалуй, пример того, как можно создать несуразный образ, потому что а) не разбираешься в терминах б) не разбираешься в истории костюма. И из-за этого запутываешь читателя и даёшь ему неверную информацию.

"Портрет мистера и миссис Стоукс", Джон Сингер Сарджент, 1897. (с) Из коллекии Метропрлитен-музея
"Портрет мистера и миссис Стоукс", Джон Сингер Сарджент, 1897. (с) Из коллекии Метропрлитен-музея

Если речь идёт о костюме другой страны, неважное знание её языка нас, бывает, подводит. Классикой печального жанра стал перевод английского слова "velvet" как "вельвет" (хотя на самом деле это "бархат").

Однако что происходит в том случае, о котором пойдёт речь, не могу даже представить. Итак, речь о костюме самого конца викторианской эпохи.

"Вот что молодая леди надевала на себя каждый день (за один раз):

1. Толстая, почти до пола, шерстяная рубашка с длинными рукавами.

2. Поверх нее белая хлопчатобумажная рубашка с пуговичками и рюшками.

3. Лиф, переходивший в пояс для чулок с подтяжками.

4. Черные шерстяные чулки.

5. Белые хлопчатобумажные панталоны с пуговичками и рюшами.

6. Белый хлопчатобумажный нижний лиф с вышивкой, пуговичками и рюшами.

7. Короткая белая фланелевая нижняя рубашка.

8. Длинная нижняя рубашка с оборками внизу.

9. Розовая фланелевая блузка.

10. Высокий накрахмаленный белый воротник, застегивавшийся с помощью запонки.

11. Галстук

12. Юбка до пола, пристегнутая сзади к блузке с помощью безопасной булавки.

13. Кожаный пояс, обвивающий очень плотно талию.

14 .Высокие ботинки на пуговицах."

Комплект из сорочки, корсета и нижней юбки, 1900-е. (с) Из коллекции Музея Института технологий моды
Комплект из сорочки, корсета и нижней юбки, 1900-е. (с) Из коллекции Музея Института технологий моды

Не будем сейчас о панталонах и аксессуарах, вроде пояса и ботинок. Дело тут в рубашках. То есть условная девица надевает на себя 1) длинную шерстяную 2) хлопчатобумажную 3) короткую фланелевую 4) длинную нижнюю рубашки 5) нижний лиф (о лифе с подтяжками потом поговорим) 6) только тогда уже блузку. Так утеплялись, поясняет нам автор!

"Такое количество одежды, напяливаемой одновременно, требовалось из-за постоянной боязни простуды, которая могла перерасти в более серьезные заболевания". И статус леди тоже обязывает! Надо, значит, как капустка одеться...

И ничего-то, я смотрю, автора не смущает. Ни количество рубашек (вот попробуйте надеть шесть блузок одновременно), ни то, что сначала нужно надевать длинную рубашку, потом короткую, потом снова длинную... Какой-то одёжный несуразный монстр получается!

Так вот, дорогие мои.

страницы из каталога с рекламой нижнего белья, 1898. (с) Из частной коллекции
страницы из каталога с рекламой нижнего белья, 1898. (с) Из частной коллекции
  • Автор путает часть рубашек с нижними юбками. :) Пункты 7 и 8 - это именно они. И да, сначала надевали нижнюю юбку покороче - зато потолще и потеплее, а потом уже длинную.
  • Да, зимой, в принципе, можно было надеть не одну нательную сорочку, а две, одна из которых шерстяная. Но не "толстую" - потому что количество слоёв под одеждой не должно было делать вас толще.
  • Не "лиф, переходивший в пояс для чулок с подтяжками" (с подтяжками, о боже!!), а корсет с резинками для чулок.
  • И да, поверх корсета надевали ещё один слой, "нижний лиф", который называли и накорсетником, и камисолькой, ну и лифом, да - тут это слово уместно.

То есть слоёв одежды всё равно немало: две сорочки, корсет, накорсетник, блузка, две нижние юбки, юбка - но это не так монструозно. Более того, это зимний вариант, когда утеплиться не грех - но так не ходили постоянно! Можно было обойтись одной сорочкой и одной нижней юбкой.

Автор явно опиралась на некое готовое описание - потому что если бы описывала сама, то попыталась бы постичь логику, и поняла, что картинка не складывается. Однако запуталась в терминах. Ну, например, слово "petticoat" коварно, и может, в зависимости от контекста, означать и нижнюю юбку, и нижнее платье, и комбинацию. Вот, видимо, оно и превратилось в дополнительные "рубашки".

Девушки 1890-х. (с) Из частной коллекции
Девушки 1890-х. (с) Из частной коллекции

Почему я всё время говорю "автор", а не виню переводчика? Потому что книга написана по-русски! Автор родилась и училась в Москве. И, говорят, жила (живёт?) в Англии. Охохонюшки.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!