Железнодорожный транспорт
На территории района находятся 9 железнодорожных станций и остановочных пунктов участка Таганрог-Успенская Северо-Кавказской железной дороги РЖД: Ряженое, Миусский, Колесниковский, Матвеев Курган, Краснобумажник, 1229 км, Закадычное, Самарская, Успенская. Главных станций – две: Матвеев Курган и Успенская.
Станция Матвеев Курган была открыта в 1869 году при постройке Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. К строительству участка Харьков-Славянск-Таганрог на всем его протяжении сразу приступили 5 мая 1868 года. Строительные работы вели как вольнонаемные рабочие, так и арестанты. Одновременно с участком дороги в Матвеевом Кургане было построено и первое здание вокзала. 25 июля 1869 года на станцию пришел из Таганрога первый поезд.
Во время Великой Отечественной войны здание вокзала было полностью разрушено и восстановлено лишь в послевоенные годы. До 1935 года станция Матвеев Курган поочередно входила в состав Курско-Харьковско-Азовской, Екатерининской и Южно-Донецкой железных дорог. С 1935 по 1940 – в состав Азово-Черноморской и железной дороги имени К.Е. Ворошилова. С 1940 по 1990 – в состав Южно-Донецкой и Донецкой железной дороги, а с 1990 года – в состав Северо-Кавказской железной дороги.
Через станцию осуществляется движение грузовых поездов. Производится маневровая работа, а также работы по погрузке и выгрузке грузов. Движение пассажирских поездов дальнего следования не осуществляется с 2014 года. Пригородное сообщение по станции представлено пригородными электропоездами, следующими по маршрутам Таганрог -Успенская и Ростов - Успенская. В 1992 году зданию железнодорожного вокзала станции Матвеев Курган присвоен статус памятника истории и культуры Ростовской области.
Успенская – пограничная железнодорожная станция Северо-Кавказской железной дороги, находящаяся в селе Авило-Успенка Матвеево-Курганского района Ростовской области. Открыта в 1869 году. Памятным событием для жителей стало посещение станции Никитой Хрущевым проездом на отдых в Сочи летом 1958 года. До 2014 года все поезда дальнего следования имели на станции значительную остановку для досмотра документов и вещей. В 2014 году движение поездов дальнего следования было прекращено в связи с боевыми действиями на Донбассе. С 2017 года на станцию осуществляется движение ежедневного межобластного пассажирского дизель-поезда по маршруту Ясиноватая-Донецк-Иловайск-Успенская. Таможенные и пограничные операции осуществляются на станции Квашино.
Сохранились сведения о самой крупной железнодорожной катастрофе на территории Матвеево-Курганского района. Таганрожец Андрей Рафтопуло в сборнике для юристов «Из зала Окружного суда», куда вошли исторические, наиболее интересные судебные материалы, рассматриваемые в таганрогском окружном суде с начала его основания до 1917 года, сообщает о крушении поезда на станции Закадычное в 1917 году. «Вчера, около 9 часов утра, между станцией Матвеев Курган и разъездом Закадычное произошло крушение товарного поезда номер 105, следующего из Таганрога при полном составе гружёных вагонов. Паровоз с частью поезда, проходя мимо высокой насыпи участка в том месте железнодорожного пути, где в настоящее время происходит смена рельс и шпал, сошел с рельсов. Девять гружёных товарных вагонов полетели кувырком под откос. Ужасно, что в момент крушения в этом самом месте произошла встреча с курьерским поездом, идущим в Таганрог. Машинист последнего, увидев впереди себя нечто неладное, моментально употребил все средства, чтобы остановить поезд, и это ему блестяще удалось. Поезд остановился буквально в 10 саженях от места крушения (чуть более 21 метра). Около 11 часов к месту крушения прибыли из Таганрога власти, медицинский персонал и рабочие особым служебным вспомогательным поездом. Почти вся кондукторская бригада товарного поезда пострадала, особенно тяжкие повреждения получили Омельченко и Агафонов. К последним, по прибытии их в Матвеев Курган, был приглашен священник для исповеди и причащения. Пассажиры курьерского поезда, следовавшего в Таганрог почти с 6-часовым опозданием, отделались незначительными ушибами и испугом. Машинист обвиняет в крушении ремонтных агентов, не выставивших достаточное число сигналов. Последние же обвиняют его в незамедлении хода на опасном месте, о чем им было получено предупреждение от начальника последней станции».
Узкоколейная железная дорога
В 1939 году в Матвеево-Курганском районе методом народной стройки была построена узкоколейная железная дорога сообщением станция «Матвеев-Курган» – фабрика «Красный Бумажник». Протяжённость линии узкоколейной железной дороги составляла около 4 километров. По дороге перевозилось сырьё (макулатура), готовая продукция и другие грузы.
Среди имевшегося подвижного состава – различные мотовозы: мотовоз МД 54-4 постройки Истьинского машиностроительного завода, Мотовоз МУЗ-4 «Онежец» постройки Онежского тракторного завода и другие. Так же использовался тепловоз ТУ-7. В первой половине 1990-х годов бумажная фабрика «Красный Бумажник» была закрыта, а узкоколейная железная дорога – полностью разобрана.
Автомобильный транспорт
В марте 1958 года областное автотранспортное предприятие «Сельхозтранс» было реорганизовано с образованием самостоятельного транспортного хозяйства в Матвеево-Курганском районе, куда прибыло на работу сразу 40 водителей из Ростова-на-Дону и прилегающих к городу населенных пунктов. Образующемуся предприятию выделили несколько машин другие предприятия района: элеватор и пищекомбинат. После была поставка 20 грузовиков из Одессы: ЗИС-5, ГАЗ-53, ЗИЛ. В «шестидесятых» парк техники автотранспортного предприятия под руководством Николая Габеева, впоследствии отдавшего автотранспортному предприятию более 30 лет труда, составлял 250 грузовиков, 6 грузотакси, 4 легковых такси и 100 автобусов ПАЗ.
За годы своего существования предприятия сменило немало названий: от «Автоколонны-1299» до ООО «Матвеево-Курганское АТП». Однако предназначение предприятия остаётся прежним: осуществление пассажирских перевозок в Матвеево-Курганском и Куйбышевском районах, а так же грузоперевозок сельскохозяйственных и промышленных грузов для граждан, предприятий района и области.
Труженики автотранспортного предприятия не раз были отмечены за успехи в труде, в том числе – за перевозку в сжатые сроки большегрузными автомобилями КАМАЗ с прицепами силосной массы для предприятий сельского хозяйства, что сокращало сроки заготовки силоса, повышая его питательную ценность. Трудовой стаж многих работников предприятия превышал 30-40 лет. Среди водителей АТП было немало семейных династий.
Кроме «Автоколонны-1299», в районе, начиная с шестидесятых годов прошлого века, появились еще несколько организаций, специализирующихся на грузовых перевозках и перевозках сельскохозяйственной техники: Автоколонна №5, АТП «Транссельхозтехника», Автобаза Матвеево-Курганского райпо и другие. Крупнейшим предприятием по ремонту техники в районе стало Ремонтно-техническое предприятие («Сельхозтехника»).
С началом нынешнего века большую часть грузоперевозок и ремонтных работ в районе взяли на себя либо сами промышленные, сельскохозяйственные или торговые предприятия, либо индивидуальные предприниматели.
В настоящее время в районе динамично развивается еще один вид общественного автомобильного транспорта – такси. На дорогах района успешно работают оказывающие населению услуги такси фирмы: «Успех», «Вояж», «Миус», «Лига» и «Экспресс», ежедневно перевозящие десятки пассажиров и сотни килограммов грузов по всем населенным пунктам Матвеево-Курганского и прилегающих к нему районов.
В 2014 году в Матвеевом Кургане благодаря энтузиазму жителя посёлка Игоря Леонидовича Кондрашова, рядом со СТО "Советская" был торжественно открыт памятник шоферам. Памятником стал ГАЗ-51 - самый массовый грузовик в истории России.
Машина которая встала на постамент в Матвеевом Кургане, имеет богатую историю. Более полувека назад она была подарена Малокирсановской школе знаменитым земляком, советским военачальником, Главным маршалом авиации, дважды Героем Советского Союза, Павлом Степановичем Кутаховым.
Трубопроводный транспорт
В 1928-1932 годах через территорию района был проложен крупный нефтепродуктопровод «Армавир-Трудовая» диаметром 300 мм, протяженностью 486 км, с двумя перекачивающими станциями. Впервые в мировой практике на этом строительстве была применена электродуговая сварка. В остальном техника строительства была прежней: трубы зачищали вручную металлическими щетками и затем с помощью квачей и полотенец покрывали каменноугольным пеком и битумом. Опускали трубопровод в траншею при помощи талей, подвешенных на треногах и ваг.
В 1932 году этот нефтепродуктопровод был подключен к нефтепроводу Грозный-Туапсе, переведенному к этому времени на перекачку тракторного керосина. Ввод в действие нефтепродуктопровода «Грозный - Армавир - Трудовая» позволил значительно разгрузить Северо-Кавказскую железную дорогу от транспорта светлых нефтепродуктов и обеспечить горючим сельское хозяйство восточной части Украины и Дона. В настоящее время керосинопровод, утративший свое значение к началу 1960-х, не функционирует, его остатки можно обнаружить в окрестностях хутора Петрополье.
В 1961-1965 годах через Матвеево-Курганский район был проложен участок магистрального газопровода «Таганрог - Амвросиевка - Славянск - Шебелинка», являвшийся частью единой газотранспортной системы страны и прослуживший по назначению более 35 лет. В 90-х годах газопровод был официально выведен из эксплуатации, а в 2014 году ОАО «Газпром» сообщило о решении ликвидировать требовавший дорогостоящего капремонта объект.
В 2022 году на территории района началось строительство водопровода от реки Дон в ДНР, призванного обеспечить население Донецка и других городов Донбасса питьевой водой. Как сообщил в декабре 2022 года один из кураторов строительства – министр обороны России Сергей Шойгу, общая протяженность водопровода составит 194 километра. Водопровод обеспечит питьевой водой до 4,5 миллионов человек. Грандиозный проект, по значению сопоставимый со строительством Крымского моста, будет введен в эксплуатацию уже в 2023 году.
Воздушные линии электропередачи
В 1930 году на юго-западе Ростовской области Таганрогской построечной конторой государственного акционерного общества «Доншахток» было начато строительство первых электрических подстанций и линий электропередач; в том числе, воздушной линии электропередач «Таганрог - Амвросиевка», мощностью 110 кВ, которая проходит через территорию Матвеево-Курганского района. В январе 1934 года региональное предприятие энергетики «Азчерэнерго» приняло в свой состав линии электропередач Шахтинского, Ростовского и Таганрогского районов, включая и линию электропередач 110 кВ «Таганрог - Амвросиевка».
19 июня 1964 года была введена в эксплуатацию вторая воздушная линия электропередачи «Таганрог - Амвросиевка», мощность ее составила 220 кВ, так же проходящая через территорию района. В настоящее время обе линии функционируют и являются частью единой энергосистемы России.
Связь
Документально зафиксированной датой открытия первого почтового отделения в районе стало 1 февраля 1882 года, когда при железнодорожной станции «Матвеев Курган» была открыта почта, смотрителем которой назначили гражданина Кузьмина. Все письма, посылки и другие почтовые отправления приходили на станцию по железной дороге из Таганрога.
В 1904-1904 году, с открытием прямых телеграфных линий «Ростов - Москва - Петербург», «Ростов – Харьков - Москва» и «Таганрог - Мариуполь», на территорию Матвеево-Курганского района приходит сначала телеграфная, а потом – и телефонная связь.
После установления в Примиусье в 1920 году Советской власти, в миусских селах, при органах власти, клубах и школах начали появляться первые радиоприемники.
Все предвоенные годы в районе высочайшими темпами шло развитие всех видов связи. Райцентр был связан с областью почтовой, телеграфной, телефонной и радиосвязью. Во всех центральных усадьбах колхозов и совхозов, а так же в крупных селах и хуторах района были открыты почтовые отделения и радиоточки.
За период оккупации все средства связи района были уничтожены. С сентября 1943 года, сразу после освобождения, начались работы по восстановлению и обновлению деятельности всех предприятий связи. Эти работа продолжались до конца шестидесятых годов прошлого века и сопровождались обновлениями и открытиями отделений связи во всех селах и хуторах района. 9 ноября 1962 года райисполком утвердил решение «О выделении земельного участка М-Курганскому отделению связи для строительства районной конторы связи» – об этом сообщается в «Перечне решений Матвеево-Курганского районного исполнительного Комитета, касающихся наиболее важных событий в истории района».
В начале 1950-х годов в район пришло телевидение. Сначала – черно-белое, а затем – цветное. Первые редкие телевизоры в домах матвеевокурганцев собирали зрителей со всех окрестных улиц. Тогда же во всех крупных сёлах открылись почтовые отделения, в них работал телефон, принимались коммунальные платежи, выдавались пособия и пенсии.
Начало 1970-х – 1980-е – время активной телефонизации района, время появления во всех центральных усадьбах автоматических телефонных станций и их периодического обновления. В районе в это время функционируют не только почтовая, телеграфная и телефонная связь, но собственный радиоузел с проводной радиосвязью. Активно развиваются междугородняя и международная телефония – как автоматическая, так и по заказам, селекторная связь и конференц-связь. На эти же годы приходится и активное оснащение собственными радиоузлами как совхозов и колхозов, так и учреждений социальной сферы (например, колхоза «Заветы Ильича» или Матвеево-Курганской средней школы №3) района.
С началом девяностых в район приходят компьютерные технологии, а в след за ними – и интернет, выводящие все виды связи на совершенно новый уровень. В Матвеево-Курганском районе действует 26 отделений почтовой связи, появляется спутниковое телевидение и радио, а также начинают работу все крупнейшие российские операторы сотовой связи и интернет-провайдеры страны, обеспечивающие возможность мобильной или интернет-связи с любой страной мира.