Найти в Дзене
Максим Романчук

Реформы экономических институтов Государственного совета КНР

Сейчас большая часть экспертного сообщества акцентирует внимание на кандидатурах на высшие государственные должности, которые должны быть утверждены по итогам 1-й сессии ВСНП 14-го созыва. Однако основной акцент необходимо сделать на структурных реформах в системе государственного управления, и прежде всего в финансовом секторе.

Не смотря на все очевидные достижения, Китай на сегодняшний день находится в одном их самых сложных исторических периодов с начала эпохи «политики реформ и открытости». Обострившиеся международные противоречия, вызовы, постоянное политическое и экономическое давление со стороны США делают вполне очевидным тот факт, что прежняя модель развития нуждается в серьезной трансформации.

Согласно представленному плану реформ, предполагается создание Национальной администрации финансового регулирования. Данная структура должна будет отвечать за управление финансовым сектором, за исключением рынка ценных бумаг. При этом Народный банк Китая (НБК, Центробанк Китая) отдаст часть своих функций новому ведомству. Фактически, это означает понижение статуса и роли НБК в экономической жизни Китая. Напротив, Комиссия по регулированию ценных бумаг КНР станет правительственным учреждением, непосредственно подчиняющимся Государственному совету.

Такие серьезные реформы в секторе финансового регулирования говорят о том, что Си Цзиньпин и правительство Китая переходят от практики стимулирования роста ВВП любыми средствами к сбалансированной и здоровой внутренней экономической политике. И причин для таких действий достаточно много. Можно вспомнить постоянные пузыри в секторе девелопмента. При этом строительный сектор обеспечил в 2021 году 7,2% ВВП Китая. Другим ярким примером экономической несбалансированности является неразвитость биржевого рынка. В отличии от западных стран китайский рынок ценных бумаг не может обеспечить для компаний достаточного уровня привлечения капитала, и это приводит к тому, что государство вынуждено кредитовать бизнес.

Еще одной стратегической задачей, которую ставит перед собой руководство Китая, является стимулирование процесса «юанизиции» мировой экономики. И это касается не только роста международной торговли с использованием китайской валюты, но и использование юаня на долговом рынке. Юань становится все более популярной валютой для компаний, привлекающих средства. За первые десять месяцев 2022 года выпуск панда-облигаций почти утроился в годовом исчислении, составив 231,6 млрд юаней (34,3 млрд долларов), а число эмитентов выросло с 142 до 376.

Совокупность внутренних экономических и внешних политических факторов заставляет правительство Китая предпринимать серьезные шаги на пути реформирования механизмов финансового регулирования. Видимо лидеры Китая понимают, что в текущих условиях обострившихся международных противоречий это единственный путь дальнейшего развития экономики Поднебесной. Напомню, что на текущий год власти КНР прогнозируют рост ВВП на уровне 5%. Таким образом, легко будет проследить, на сколько обозначенные реформы смогут оправдать надежды лидеров Китая.