Итак, мы продолжаем смотреть из чего немцы лепили свою береговую артиллерию . Они не говорили, что 21К - плохая пушка, они просто по хозяйски подобрали все, что нашли на поле боя, а, потом, из этого слепили вполне боеспособные орудия. Были мечты получить могучие орудия из Фатерлянда, но... почти все они не сбылись. Из мощных были только две "родные" батареи, все остальное создавалось по месту. Личный состав в морской 601-й дивизион прибывал из 621-го дивизиона в Румынии (куда входили батареи "Тирпиц" и "Бреслау").
203-мм батарея 3./601 имела полубатарею в Балаклаве.
Источник пяти 45-мм орудий полубатареи «Балаклава» тоже интересен. Три орудия установлены на позициях учебной батареи рядом с массивом бывшей батареи №19 (на самом массиве стояла «армейская» батарея 3./284 на шесть французских 15,5-см пушек). Еще две аналогичных батареи 155-мм пушек Шнейдера (по 6 орудий) стояли на Херсонесском городище (1./284) и в районе современного парка Победы (и там, и там поворотные круги для орудий пока еще сохранились).
Еще два 4,5-см орудия (21К) стояли на «северном» форте в Балаклаве, их поставили на старые советские фундаменты балаклавских «дотов» (фундаменты сохранились). Источник орудий указан как: «русские бункера в районе «Седла»», т.е. скорее всего, это орудия бывшей 15-й батареи дотов и дзотов (в ней когда-то числилось 8 шт. 21К). Планировалось эти пушки поменять на 7,5-см морские, но,… не сложилось.
С батареей №4./601, вроде бы все ясно… Вроде бы, да не совсем. В этом районе тоже планировали установить две спаренные башенные артустановки, калибром 15-см, но… (тоже не сложилось). Потом запланировали поставить четыре морских 12,7-см пушки (с греческих эсминцев), но, тоже не сложилось. 8,8-см батарею лепили в последний момент, перестраивая то, что налепили под башни (от того, и архитектура получилась «загадочная»).
С батареей №5. Вроде бы все просто и понятно, 100-мм пушек у нас в Севастополе было много, но (вот как это ни странно), одно орудие тащили с батареи 735 в Судаке, второе с Эски-Кермена (дот №63), боезапас тоже искали по всему Севастополю. Часть взяли во взорванном складе, часть на станции Мекензиевы горы, часть в Сухарной балке. Лейнера меняли в мастерских на 35-й батарее. Два лейнера для замены нашли у разрушенного причала. Третье орудие немцы не описывают. Указывают только, что оно собрано из различных запасных частей: тумбу взяли в районе м. Константиновский, люльку в Дуванкое (скорее всего в дотах Дуванкойского узла), ствол нашли в районе станции Мекензиевы горы.
45-мм орудия для ремонта бывших пушек противокатерной батареи №8 привезли из района Английского кладбища и из района высоты Суздальская (противник уточняет в своих документах: «с тылового рубежа». Орудия собирали из разных деталей. Стволы долго не могли найти, но на 18-й батарее нашлись учебные «стволики» (4 шт.) их и приспособили.
На Северной стороне Севастополя тоже все было достаточно сложно. Сначала там установили ту самую, единственную 15-см батарею, с которой дивизион пришел в Крым (назвав ее 6./601). Затем, когда удалось кое-что пособирать по Севастополю, из различных запасных частей, удалось сваять 6 орудий Б-13.
Три орудия отправились на мыс. Иван-Баба, а три орудия установили на позициях бывшей советской 12-й батарее, так появилась «новая» батарея 6./601, а, старая 15-см батарея была демонтирована для переброски на мыс Такиль. В сентябре 1943 года 6-й батареи вообще нет. На момент высадки Эльтигенского десанта (в ноябре 1943 года) три орудия на ней стоят, а дворик под одно орудие этой батареи еще числится в постройке.
По Евпатории данные мы уже давали, на батарее 7./601 (точнее на двух полубатареях) стояли 5 немецких орудий. Откуда? Пока не могу сказать.
У армейцев этот сектор занимал 474-й береговой дивизион с батареями в районе Северной стороны, «форта Шишкова» и Качи. Все батареи по 6 орудий 15,5-см К416 (f), т.е. теми же пушками Шнейдера. Дальше в Еввпатории, Караджа и Ак-Мечети стояли голландские 10,5-см пушки (шведского производства) из состава 148-го дивизиона. У «армейцев» потом все достаточно динамично менялось, и это данные на осень 1943 года, но, стационарные морские орудия (естественно) в этом районе никто не двигал.
Вот теперь мы подошли к самому интересному моменту. Батарея, которая летом 1943 года числилась 8-й батареей 601-го дивизиона. Она была создана еще до захвата противником Севастополя, и состояла из четырех орудий. Но только не тех, о которых принято писать на форумах. Она состояла из двух горных (76-мм), захваченных противником в Феодосии, и двух дивизионных орудий 76-мм, захваченных там же.
Более того, на время 8-я батарея после взятия Севастополя, на время перебрасывается в Севастополь в район старой царской батареи №10. Но состав ее тот же. Потом, батарея возвращается на свою позицию в районе Киик-Атлама. В связи с организацией базы для торпедных катеров, ставился вопрос об организации береговой обороны в этом районе. В связи с этим, сюда направляются для установки три собранных из севастопольского хлама орудия Б-13.
Состав батареи на лето 1943 года: 3 орудия 13-см (Б-13), шесть 45-мм орудий (три орудия 21К и три шт. 45-мм противотанковых пушек, тоже собранных по Севастополю из разных деталей), и… (все, как и раньше) два горных и два дивизионных 76,2-см орудия.
Почему я когда-то написал о «спарках» с эсминцев типа «Огневой»? Здесь нужно проследить историю еще одной батареи, которая из Николаева пропутешествовала в Геническ, потом под Новороссийск, потом в Крым. Сам-то «Огневой» ушел из Николаева хоть на буксире, но, частично с орудиями, а вот на «Озорном» орудия установить не успели. Кроме того, с канонерской лодки, стоявшей в ремонте, было снято орудие 34К. Еще одно 34К без щита стояло на причале. Для оснащения батареи в Геническе были выделены: два ствола с артсистемы 39К, станок 39 К, один станок 34К, одно орудие 34К, одна спарка (в сборе).
После того, как противник подошел к Новороссийску, эти орудия отправили в тот район (правда, данных по их установке нет), а, затем, эти же орудия вывозятся в Крым. И, вот тогда-то и начинается перевооружение бывшей батареи 8./601, которая стала первой батареей вновь созданного 602-го дивизиона. При этом, из состава дивизиона уходят все колесные орудия, которые передаются армейцам.
В результате перевооружения на батарее числятся установленными три 130-мм орудия Б-13, и шесть морских 76-мм орудий. А, вот с ними как раз идут «непонятки». Одно орудие это «спарка» из Николаева. Два ствола от другой спарки тоже фигурируют. А, вот с остальной материальной частью не очень ясно. Из Севастополя было отправлено одно 76-мм орудие 34К с «зенитного носителя», т.е. с батареи №3 («Не тронь меня»), одно орудие 34К на батарею (причем со стволом) пришло с Генической батареи, вроде бы выходит шесть, но… Ладно, давайте не будем гадать, появятся новые данные, сообщу. Пока есть снимок одной спарки, которую все принимают за 81К без щита. Но некоторые «приметы» говорят, что это скорее «мутант» созданный из 39К. В общем, нужно копать дальше.