Меня никогда не тянуло писать научную фантастику. В романе "Соседи" фантастика, безусловно, есть, но совсем ненаучная (в тегах издательства она "социальная". Не знаю.. Им виднее). Зато читать фантастику я всегда любила.
Литературных произведений про одиночество много, но в жанре фантастики эта тема раскрывается по особому, на то она и фантастика. и рамки жанра совершенно не мешают ни глубине, ни силе художественного воздействия на человека. Для этого надо быть мастером. Таким мастером, на мой взгляд, был замечательный американский фантаст Клиффорд Саймак. На книжной полке родителей он стоял рядом со Стругацкими, поэтому моё детское внимание после прочтения наших классиков жанра перетекло к нему. После него стоял Брэдбери:)
Тема контакта сквозной мотив фантастической литературы. В шестидесятые-семидесятые годы 20 в. тема космических странствий, космических контактов, освоения планет и галактик была очень популярной, мир бредил новыми открытиями на звездных дорогах. Я очень любила рассматривать обложки книг, и любимой в нашем шкафу с фантастикой была обложка сборника рассказов Брэдбери "Р - значит ракета". На ней была вся романтика звездных путешествий, тоски по несбыточному, тяги к чудесному. Можно, конечно, сказать, что такой бум фантастики был связан с гонкой в области покорения космоса, но, мне кажется, всё сложнее. Люди, после страшной мировой войны, действительно хотели прорыва, новых впечатлений, звёздных сказок, веры в величие человека.
Сейчас времена изменились, интереса к фантастике всё меньше, на её смену пришёл жанр фэнтези, основанный на мифологических архетипах, а не научно-футурологических чаяниях. Безусловно, жанр не умер, есть очень интересные современные авторы. Но, нет уже такой популярности космической фантастики. Скорее всего, потеряв интерес к идее Контакта, люди в условно "фантастических" жанрах начали всматриваться вглубь себя, искать свои религиозно-мифологические корни.
Клиффоорд Саймак (правильнее Симак, ошибка переводчиков немного исказила фамилию писателя) -- это одна из крупнейших фигур американской фантастики, входит в число основоположников мировой фантастики. Среди других фантастов его выделяет не только редкая для жанра художественная красота произведений, в которых нас завораживают осенние склоны гор, водопады и реки с серебристой форелью, чудесные пейзажи (переплюнул его, по-моему, только Брэдбери) но и редкостный, бесповоротно привлекающий к его книгам гуманизм.
Недаром столь часто герои его произведений самые простые люди, порой чудаки, не очень хорошо чувствующие себя в человеческом социуме, зато живущие в полной гармонии с природой. Именно эти чудаки, парадоксальным образом оказываются самыми чуткими к страданиям других живых существ, словно у них есть особый дополнительный орган эмпатии и сочувствия.
Можно очень много писать о повестях и романах Саймака (я обязательно напишу про замечательный "Заповедник гоблинов"), но сейчас я хотела вспомнить короткий, но очень характерный в контексте всего творчества автора рассказ. "Когда в доме одиноко" -- это моё ярчайшее детское впечатление (перечитала только что, мало что изменилось в восприятии), добрый, наполненный юмором рассказ, в котором присутствует и смерть и возрождение, страдания и любовь, косность общества, принимающего в штыки всё инаковое и настоящие милосердие одинокого чудака-интроверта.
Чудаковатые нелюдимые старики, доживающие свой век в глуши, это излюбленные персонажи Саймака. Таков и герой рассказа "Когда в доме одиноко" -- Старый Моуз Эдвардс (причем, слово "старый" здесь выступает как часть имени, написано с заглавной буквы), которого недолюбливают за нелюдимый характер и странные методы ведения хозяйства на запущенной ферме. Потеряв жену, единственного близкого человека, лишившись любимого пса, он проводит дни в привычном коконе одиночества, ухаживая за домашней скотиной на ферме.
И вдруг находит нечто странное, существо настолько необычное (что-то вроде початка кукурузы со щупальцами, да ещё и отвратно воняющее), что любой другой здравомыслящий человек просто убежал бы или сообщил о находке полиции. Но "Моуз не знал, что это пришелец, однако он понял, что перед ним живое страдающее существо, а Старый Моуз, как бы его за глаза ни осуждали соседи, был не из тех, кто может равнодушно пройти в лесу мимо больного или раненого."
Поэтому старик понёс несчастного домой, хотя пережил секунды настоящей паники. Ведь вся биологическая природа человека восстаёт перед чужим, неопознанным, непохожим на тебя и тебе подобных.
"Просунув под страдальца руку, он осторожно вытащил его из зарослей орешника и перевернул на спину, чтобы взглянуть на его лицо. Лица у него не было. Верхняя часть туловища кончалась утолщением, как стебель цветком, хотя тело существа вовсе не было стеблем. А вокруг этого утолщения росла бахрома щупалец, которые извивались, точно черви в консервной банке. И тут-то Моуз чуть было не вскочил и не бросился наутек.
Но он выдержал."
Дальнейшую историю желающие могут прочитать сами, спойлерить не буду. Достаточно сказать, что Моуз получил самую желанную награду за свой поступок. Безусловно, в фантастическом рассказе про контакт с пришельцем использованы известные сказочные модели, вспомним распространённый сюжет про девушку, которая помогает старой дряхлой нищей старухе (на которую и смотреть не хотят остальные), а потом старуха превращается в добрую фею, которая щедро одаривает владелицу доброго сердца.
В рамках жанра научной фантастики сказочный мотив переходит на качественно новый уровень. Человек сталкивается с разумным существом (поначалу даже не очень понятно, что оно разумное), которое испытывает страх, отчаяние и физическое страдание. Но, это не просто отвратительная старуха в лохмотьях, это вообще нечто чужое, неведомое, возможно таящее смертельную угрозу. Но, оно мучается и страдает. И человек идет на риск, как сказано в рассказе "безрассудную храбрость". И старается помочь.
Моузу не идут навстречу ни полиция, ни представители Церкви, ни врач. вызванный к "больному". Он остаётся в полном одиночестве, находясь, вроде бы, среди себе подобных. Однако интуитивное понимание, что все существа на земле боятся смерти, избегают страдания и нуждаются в друге, заставляет упрямца поступать по-своему.
Иногда короткая форма нереалистического жанра литературы заставляет очень остро пережить ощущение внутреннего изменения, взгляда под иным углом на привычные вещи. Задуматься о том, можешь ли ты принимать хотя бы другой тип мышления, другое мировоззрение у тебе подобного, не говоря уж о контактах с инопланетными расами.
Спасибо за прочтение, пишите комментарии, делитесь мыслями!