Найти тему
5 Колесо

Спасибо за санкции: как уход иностранцев помог российским производителям прицепов

Нас предупреждали: 2022 год окажется непростым, но это было и так очевидно. С поочередным введением пакетов санкций и уходом импортеров из России рухнули продажи новых седельных тягачей и шасси европейских грузовиков, так с чего было расти продажам прицепной техники?! Емкость российского рынка новых магистральных полуприцепов по-прежнему оценивается в 11 тыс. ед., только расстановка сил теперь другая.

ГУД-БАЙ, «ЕВРОПА»!

Согласно устоявшемуся тренду, рынок РФ совершил рывок в продажах на самом финише. За 11 месяцев минувшего года оказались востребованными 31,1 тыс. ед. подвижного состава — в среднем по 2,83 тыс. в месяц. В декабре покупатели выбрали со склада на тысячу единиц прицепной техники больше! Однако не факт, что положительная динамика сохранится в наступившем сезоне-2023: слишком много так называемых факторов торможения. Впрочем, не зря говорится: нет худа без добра. Уход с российских просторов европейских поставщиков открыл транспортникам возможность экономить: разница в розничной стоимости сопоставимых продуктов «Сделано в России» и Made in EU составляет от миллиона рублей и больше. При этом отечественные модели все чаще приближаются к лучшим отраслевым аналогам по совокупности потребительских свойств. Например, все больше моделей получают оцинкованную раму, лучшие материалы и комплектующие.

Совершенно очевидно, что спрос частных перевозчиков и транспортных компаний сместился в сторону вторичного рынка. За те же 11 месяцев минувшего года в России сменили владельцев 61,7 тыс. прицепов и полуприцепов с пробегом. Максимальная глубина спада пришлась на май: –19,8 % (сбыт новой прицепной техники тогда обвалился на 30,8 %).

По данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), лидирующим брендом с большим отрывом от конкурентов стал «Тонар». Этот машиностроительный завод из Московской области встал на рельсы импортозамещения еще в 2012 году и к нынешней ситуации оказался готов, как никто другой. В общей структуре сбыта доля «Тонара» достигла 16 % (+6 % к 2021 году), а среди отечественных марок взлетела до 47 %. При этом только в сегменте седельных полуприцепов предприятие вышло на показатель 30 % от общего пирога. Всего тонаровцы реализовали 5,6 тыс. единиц прицепной техники: в основном рефрижераторов, шторников, самосвалов.

Коммерческому успеху орехово-зуевской марки не в последнюю очередь способствовало освоение новых моделей и совершенствование прежних. Взять хотя бы модернизированный полуприцеп-контейнеровоз КЗ-40 под 40‑футовые контейнеры на собственных осях. Теперь он способен возить танк-контейнеры со сжиженным природным газом, а это расширяет пул потенциальных покупателей, являющихся юрлицами РФ. О других новинках-2022 «Автопарк» рассказывал на протяжении всего сезона. В этот список попали шторник с подъемной крышей «Тонар-9888» (Т3‑13), контейнеровозы «Тонар-99883» (К3‑20) и «Тонар-9988» (К4‑20/30), самосвал «Тонар-95892» (SH3‑33) и др.

Машиностроительный завод начинал 2022 год с темпа выпуска 34 полуприцепов с логотипом медведя в сутки, а завершил его с показателем 40 ед. После ввода в строй нового заготовительного цеха этот показатель планируется довести до 55–60 ед. прицепной техники в сутки. Нетрудно догадаться, кто при этом возглавит рейтинг продаж по итогам 2023 года!

Шоковый период благодаря ранее заключенным контрактам и некоторым складским запасам более-менее благополучно пережил Schmitz Cargobull. Реализация 2,1 тыс. ед. новой прицепной техники позволила немецкому бренду обосноваться на второй позиции с долей в продажах 6,1 %. Не нужно быть потомственным экстрасенсом, чтобы понять: в 2023 году из-за санкций и прекращения поставок готовой продукции из Германии и Литвы коммерческая удача может отвернуться, и позицию придется уступить конкурентам. В частности, в затылок «синим слонам» дышит НефАЗ, который по итогам-2022 реализовал 1,8 тыс. новых прицепов и полуприцепов, что позволило взять условную «бронзу» с долей 5,1 %. В свете того, что растет спрос на строительные полуприцепы, производитель из Татарстана способен, что называется, «выстрелить».

К премиальной тройке лидеров присматривается идущий четвертым с долей 4,3 % калининградский завод «Грюнвальд». За 12 месяцев прошлого года перевозчикам отгружено 1,5 тыс. ед. прицепной техники. Здесь в продуктовой линейке велика доля самосвальных полуприцепов, а также новых моделей магистральной линейки в четырехосном удлиненном исполнении. Активно предлагаются и новинки для аграрной отрасли, и, в частности, четырехосный самосвальный полуприцеп Gr. T49‑AB с алюминиевым кузовом вместимостью 49 м3. Он оборудован прямым задним бортом с верхней навеской и функцией распашных ворот. Спрос на технику настолько стабилен, что падение объемов позволило удержать динамику годового роста продаж на уровне 11 %. Даже прежней потребности участвовать в отраслевых выставках строительной и транспортной тематики уже нет.

О новых клиентах практически не мечтают, а держатся за проверенных делящие пятую строчку рейтинга челябинский ЧМЗАП и Туймазинский завод автобетоновозов (ПАО «ТЗА»). Их продукция разошлась количеством по 1,2 тыс. ед. — в среднем по 100 шт. каждого бренда ежемесячно. Соответственно, и удельный вес в структуре сбыта у них одинаковый — по 3,4 %. На их фоне на обочину съехали зависевшие от импортных поставок одноклассники по продуктовой линейке из Евросоюза и Турции. Не конкуренты они российским производителям и в наступившем сезоне-2023.

При этом следует учесть, что ТЗА как дочерняя структура КАМАЗа давно уже производит не только бетономиксеры, но также бортовые, шторно-бортовые и шторные полуприцепы — их линия оборудована в 2021 году. Сегодня производственные мощности достигают 150 ед. прицепной техники в месяц, или около 1,8 тыс. в год. В планах стоит достижение планки 180 ед. в месяц, или 2,1 тыс. ед. в год с последующей корректировкой в сторону увеличения.

Немного по объемам продаж им уступили российские бренды Bonum Trailer из Ростова-на-Дону и рязанский «Центр ТТМ». Первый силен своими автоцистернами для светлых и темных нефтепродуктов, второй делает упор на промтоварные и изотермические фургоны. Востребованность рынком отразилась в цифре около 1,1 тыс. экз. по обоим производителям с долей 3,2 % у Bonum и 3,1 % у «Центра ТТМ». В очередном сезоне результативность наверняка станет выше, в том числе за счет свежих моделей. Так, брендом Bonum маркирован новый четырехосный полуприцеп-зерновоз со сниженной на 0,5 тонны собственной массой (до 5,9 тонны).

Фактически в эту же обойму попал турецкий Kaessbohrer, но не факт, что фортуна улыбнется ему и в сезоне-2023. Объем реализованных 1,1 тыс. ед. новой прицепной техники и доля в 3 % пока остаются ориентиром, а как все сложится, станет ясно только к концу сезона. На охлаждение спроса может повлиять ряд факторов, в числе которых более сложная логистика, увеличение сроков поставки и розничных цен на оригинальные запчасти, проблема с выполнением гарантийных обязательств и т. д.

Замыкающим топ-10 стал с 1 тыс. проданных полуприцепов и долей 2,8 % немецкий Krone. В хорошие времена он входил в первую тройку, по крайней мере, среди зарубежных брендов. Теперь реалии вот такие. Отошли на задний план не только магистральные полуприцепы, но и фургонные надстройки, которые были представлены в период проведения в России Чемпионата мира по футболу. С 2018 года не прошло и пяти лет, а ситуация изменилась до неузнаваемости. Теперь реальные коммерческие успехи в ближайшей перспективе можно пожинать разве что на вторичном рынке.

Иностранные производители прицепов стремительно теряют свои позиции на российском рынке.
Иностранные производители прицепов стремительно теряют свои позиции на российском рынке.

Всего суммарные продажи новой техники в первой десятке достигли величины 17,7 тыс. шт., а это более половины (50,4 %) рыночного объема. Первенство в реализации новой прицепной техники принадлежит столичному региону.

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТОП-10

Все машзаводы по выпуску прицепного состава, не влившиеся в топ-10, за минувшие 12 месяцев произвели и продали 17,2 тыс. ед. новой прицепной техники, или 49,6 % от показателей по всей России. Регионы за пределами первой десятки реализовали 20,2 тыс. ед., что равноценно доле в 57,4 %.

В первую десятку пока не вошли некоторые российские производители, но у них есть все шансы улучшить свое положение по итогам 2023 года. В этом списке, например, Грабовский автомобильный завод (ГРАЗ). В начале 2022 года он выпустил стальной полуприцеп-цистерну емкостью 40 м3 с комбинированной подвеской. Подкатная тележка позволяет держать нагрузку на оси до 36 тонн, что позитивно воспринято потенциальными эксплуатантами.

-2

Чебоксарское предприятие «Сеспель» точно заставит о себе заговорить, благо в усложнившихся условиях не сдается и находит выход в развитии улучшенных моделей. Одна из них — криогенный танк-контейнер на трехосном шасси для транспортировки и хранения сжиженного природного газа. Универсальность изделия кроется в возможности его транспортировки не только автомобильным, но также речным, морским и железнодорожным транспортом. Завод готов отгружать потребителям не менее 500 танк-контейнеров в год. Как говорится, был бы спрос, а за производителем дело не станет!

Меняются не только правила игры и ориентиры, но и стереотипы. На старте минувшего сезона стало ясно, что привычный статус-кво по специализации отечественных производителей прицепной техники остался далеко за поворотом истории. К примеру, поставщик сортиментовозов «Политранс» заявил о готовности выпускать специальные транспортные системы для перевозки тяжелых карьерных гидравлических экскаваторов эксплуатационной массой до 205 тонн. Еще на старте сезона завод имел на руках патенты на модели ТС-12 и ТС-20. Модернизирована и серийная продукция: тот же трехосный сортиментовоз вместимостью до 51 м3 «похудел» до 7,7 тонны собственной массы за счет применения особо прочной стали.

Многоосные тралы с ориентиром на запросы российских клиентов продолжает совершенствовать завод «Тверьстроймаш». В первом квартале прошлого года он освоил выпуск четырех-осного низкорамного трала с полезной нагрузкой 32 т. Его передняя ось подъемная, четвертая — поворотная, и управление ими осуществляет бортовая электроника. Длина грузовой платформы новинки достигает 12,5 м, но при необходимости может быть увеличена до 20,5 м для транспортировки металлоконструкций, промышленных модулей и тяжелой спецтехники. Погрузочная высота не превышает 800 мм. В комплектацию трала включены две передвижные опоры шириной 250 мм и уширители до значения 2990 мм. Линейку «Тверьстроймаша» пополнил и пятиосный полуприцеп для перевозки строительной спецтехники массой до 60 т вместо прежних 54 тонн. Спрос на такие модели не просто сохраняется, но и имеет тенденцию к росту.

Неплохие перспективы воспользоваться уходом с рынка европейских производителей у компании «Meusburger-Новтрак» из Великого Новгорода. К началу прошлого года в партнерстве с заводом Libner Polska был разработан и поставлен в производство четырехосный полуприцеп SP-454 со сдвижным каркасом с влагонепроницаемым тентом. Его грузоподъемность в сравнении с трехосным аналогом повышена на 4 тонны (до 38,2 т), а в случае с морскими контейнерами это огромный плюс.

Хорошие козыри на руках предприятия «Могилевтрансмаш», структурно входящего в состав Минского автозавода. В сезоне-2022 они вывели на рынок Союзного государства несколько новинок разного назначения, и мы о них тоже рассказывали. Речь о четырехосном трале МАЗ-994900‑021 грузоподъемностью 52,8 тонны, магистральных МАЗ-976870 и МАЗ-975830 полезной нагрузкой 29,5 и 32,6 тонны соответственно, а также других новинках.

Российские компании активно замещают прицепную технику импортного производства.
Российские компании активно замещают прицепную технику импортного производства.

БИЗНЕС-ПРОГНОЗ

В сезоне-2023 никто из производителей прицепной техники не гонится за разработкой новых моделей: как говорится, не до жиру — быть бы живу. Пока неясно, как изменится стоимость материалов, энергоносителей, какими будут реальный уровень инфляции, ключевая ставка и прочие экономические факторы.

Эксперты НАПИ отмечают, что в IV квартале 2022 года средняя цена нового полуприцепа по сравнению с аналогичным периодом 2021‑го выросла на 13,4 % и достигла 3,8 млн руб. против прежних 3,4 млн. Еще существеннее подорожали прицепы с пробегом: их стоимость в октябре — декабре 2022 г. поднялась на 18,2 % и достигла 1,9 млн руб. (в 2021‑м было 1,6 млн). Прицепная техника дорожала даже по отношению к III кварталу минувшего года: за три месяца новые трейлеры «потяжелели» в цене на 2,3 %, а подержанные — на 2,7 %. И, судя по всему, в этом процессе «еще не вечер».

Исходя из этого, эксперты предрекают: в продуктовых портфелях машзаводов в основном будут фигурировать новинки 2022 года. Дело ведь не в новизне моделей, а в их потребительских свойствах и коммерческой привлекательности. А здесь многие транспортники исповедуют принцип: используй то, что под рукою, и не ищи себе другое!

Источник здесь.