Автор
Введение. Постановка проблемы
В наших исследованиях, посвященных изучению отношения к внешнему облику (ВО) в молодежной среде (Лабунская, Дроздова, 2017; Лабунская, 2018; Лабунская, Бзезян, 2018; Погонцева, 2011; Шкурко, 2018), представлен широкий круг результатов, свидетельствующих о том, что восприятие, оценка своего и чужого внешнего облика зависят от сочетания разнообразных факторов: социально-демографических, социально-психологических, личностных и т.д. Данный вывод отражает общие тенденции в изучении феноменов, связанных с внешним обликом, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Особое место в ряду выполненных работ занимают исследования, в которых отношение к своему внешнему облику становится предиктором развития у человека различного рода состояний, переживаний, вплоть до формирования ощущения одиночества, возникновения депрессивных состояний, до формирования устойчивого состояния тревоги и возникновения чувства неловкости в ситуациях предъявления себя другому, что ведет к избеганию непосредственного общения, к отчуждению от своего «внешнего Я», выражающемуся в устойчивом нежелании видеть свой отраженный внешний облик — человек становится «невидимкой» для самого себя (Gupta, Etcoff, Jaeger 2016; James, Tyler, Calogero, Lee, 2017). Перечень состояний, переживаний, психологических проблем, сопряженных с внешним обликом, можно расширить, добавляя обеспокоенность, озабоченность внешним обликом. Как пишет Б. Килборн: «В конце тысячелетия тревога, связанная с внешними проявлениями, возрастает, и неизбежно возникают общественно-культурные реакции на подобные тревоги» (Килборн, 2007. С. 25). С его точки зрения, выглядеть так, как мы хотим, означает контролировать и то, как мы выглядим в глазах других, и то, как мы выглядим в собственных глазах. Тревога и обеспокоенность, связанные с тем, как мы выглядим для себя и для других, увеличивается пропорционально значимости красоты и привлекательности внешнего облика в различных контекстах жизнедеятельности. Дискриминация человека исключительно по внешним данным — «lookism» — указывает на cильное и мгновенное воздействие внешнего облика и его оценок на других и на себя, снижая или повышая качество жизни.
Список переживаний, порожденных внешним обликом человека, включает не только негативные модальности, но и позитивные. К ним можно отнести удовлетворенность внешним обликом и связанное с ней ощущение счастья, высокие самооценки, оценки внешнего облика, взаимодействующие с ними оценки удовлетворенности жизнью, оценки субъективного благополучия.
Результаты многолетних исследований позволяют еще и еще раз убедиться в том, что внешний облик человека структурирует пространство его бытия, выполняя разнообразные функции на различных этапах жизненного пути. Результаты серии исследований (Лабунская, 2018; Лабунская, Бзезян, 2018; Лабунская, Сериков, 2018), посвященных изучению значимости привлекательного внешнего облика в различных контекстах бытия, также указывают на то, что влияние внешнего облика изменяется в зависимости от контекста взаимодействия. Несмотря на присутствие в пространстве психологии внешнего облика работ, фиксирующих влияние на отношение к внешнему облику различных факторов, а также исследований, подчеркивающих воздействие внешнего облика на качество жизни человека, остается неясным ответ на вопрос о направлении детерминации. В настоящей статье мы попытаемся ответить на него, применяя для этих целей созданную нами «Мультифакторную модель изучения отношения к внешнему облику» (рис. 1).
Логика взаимосвязей, отраженных в данной модели, такова. В центре «мультифакторной модели» стоит такой феномен, как «отношение к внешнему облику». Само отношение трактуется нами на основе определения отношения, которое дает В.Н. Мясищев (1995). В его подходе отношение включает разноуровневые взаимосвязи между когнитивным, эмоционально-ценностным и поведенческим компонентами. В «мультифакторной модели изучения отношения к внешнему облику (ВО)» оценки и самооценки ВО предстают в качестве когнитивно-эмоционального компонента отношения; удовлетворенность и обеспокоенность ВО рассматриваются в качестве эмоционально-ценностного компонента; поведенческий компонент представлен «appearance’» перфекционизмом.
Внешний облик человека рассматривается как целостное образование, состоящее из ряда компонентов, отличающихся степенью изменчивости под влиянием естественных и искусственных факторов: 1) устойчивый компонент ВО (индивидно-конституциональные характеристики человека); 2) среднеустойчивый (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и 3) динамический компонент (экспрессивное, невербальное поведение, сопряженное с состояниями и отношениями личности). Такое понимание внешнего облика и отношения к нему предполагает диагностику совокупности самооценок: самооценки индивидно-конституциональных характеристик человека (лицо, тело), самооценки оформления ВО, самооценки экспрессивного поведения. В набор самооценок входят также самооценки интегральных характеристик внешнего облика: привлекательность ВО для противоположного пола, феминность / маскулинность ВО, сексуальность ВО, самооценки соответствия ВО гендерно-возрастным и статусно-ролевым конструктам.
Такой подход к феномену «отношение к внешнему облику» позволяет его рассматривать не только как производное от влияния разнообразных факторов, но и как сложный фактор, определяющий многие аспекты жизнедеятельности человека. Эти выводы зафиксированы в «мультифакторной модели» посредством определения структурных элементов отношения к ВО (самооценки, удовлетворенность, обеспокоенность ВО, «appearance’» перфекционизм).
Продолжая рассмотрение «мультифактороной модели», необходимо отметить то, что в ней в качестве определяющих факторов представлены демографические факторы, сферы жизнедеятельности человека, «ценность внешнего облика (ВО)» и сопряженный с ним феномен «функциональной значимости ВО». Предполагается, что взаимовлияние между перечисленными факторами и компонентами отношения к своему ВО детерминируют удовлетворенность жизнью, оценку субъективного благополучия, уровень социальной адаптации (см. рисунок 1). Вместе с этим, если, с одной стороны, разделять точку зрения о многофакторном влиянии на отношение к ВО, то, с другой стороны, можно рассматривать отношение к внешнему облику как многофакторное влияние ВО на бытие человека. В этой связи возникает вопрос о направлении детерминации. Иными словами, проблема может быть сформулирована следующим образом: «отношение к внешнему облику, его ценность и значимость» обуславливают удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие человека или наоборот — отношение к внешнему облику, его ценность и значимость являются производными от удовлетворенности жизнью, от субъективного благополучия? С целью поиска ответа на заданный вопрос было выполнено эмпирическое исследование.
Методы и процедура исследования
В исследовании приняли участие молодые люди — 86 человек в возрасте 17–25 лет, 50% женщин и 50% мужчин.
1. Тест «Индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ)» в адаптации Н.В. Паниной (1993).
2. Шкала «Субъективное благополучие» (Perrudet-Badoux, Mendelsohn и Chiche), русскоязычная версия которой была создана В.М. Соколовой (1996).
3. С целью определения отношения к ВО применялся следующий набор методик: «Самооценка внешнего облика» (Лабунская, 2009). В настоящем исследовании рассматривается интегральная самооценка внешнего облика (ИнтСОВО), которая объединяет самооценки лица, тела и оформления внешнего облика; анкета «Отношение к своему внешнему облику: удовлетворенность (удовВО) и обеспокоенность (обеспВО)» (Лабунская, Капитанова, 2016); шкала «Appearance перфекционизм» созданная К. Сривастава (Srivastava, 2009). С ее помощью определяется уровень выраженности перфекционистсткого отношения к внешнему облику (Аперфекц).
Анкета «Оценка значимости привлекательного внешнего облика для улучшения различных аспектов жизнедеятельности», разработанная совместно с Г.В. Сериковым (2018).
На основе ответов респондентов рассчитывается значимость внешнего облика для отдельных сфер жизнедеятельности. В данном исследовании рассматривается интегральный показатель значимости внешнего облика для улучшения различных аспектов жизнедеятельности (ИнтЗВО); модифицированный вариант опросника С.С. Бубновой (1999) «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (см. Лабунская, Сериков, 2018). В таблицах применяется следующее сокращение «ценностной ориентации на внешний облик» — ЦВО.
Математические процедуры: корреляционный анализ и однофакторный дисперсионный анализ ANOVA.
Результаты и выводы
1. Прежде чем устанавливать направления влияния компонентов отношения к ВО, ценности привлекательного внешнего облика (ЦВО) и его значимости для улучшения различных аспектов жизнедеятельности (ИнтЗнВО) на удовлетворенность жизнью (ИЖУ), на оценку субъективного благополучия (УСБ) и наоборот, рассмотрим корреляционные взаимосвязи между этими элементами (факторами), представленными в «мультифакторной модели». Нами выбран метод непараметрических корреляций Кендалла (табл. 1).
Из таблицы 1 следует, что все изучаемые показатели имеют значимые взаимосвязи с выраженностью удовлетворенности жизнью и оценками субъективного благополучия, кроме такого компонента отношения к ВО, как «appearance’» перфекционизм. Между уровнем жизненной удовлетворенности (ИЖУ) и оценками субъективного благополучия (УСБ) также наблюдаются значимые корреляционные взаимосвязи. Полученные результаты необходимо рассматривать, исходя из особенностей подсчета баллов, отражающих оценку субъективного благополучия. Измерение субъективного благополучия в рамках заданной шкалы имеет обратный характер: высокие баллы свидетельствуют о субъективном неблагополучии личности, а низкие о субъективном благополучии. Из этого следует, что прямолинейные взаимосвязи между оценками субъективного благополучия личности и ЦВО, обеспокоенностью внешним обликом (ОбеспВО), интегральной значимостью внешнего облика (ИнтЗнВО) указывают на то, что оценка субъективного благополучия понижается, если увеличивается ценность, значимость ВО, обеспокоенность им и наоборот. Если молодые люди удовлетворены своим ВО, у них достаточно высокая самооценка ВО (ИнтСОЦВО), то повышается оценка субъективного благополучия. Такая же тенденция наблюдается во взаимосвязях между уровнем жизненной удовлетворенности и компонентами отношения к ВО. Чем выше уровень жизненной удовлетворенности, тем выше удовлетворенность ВО, тем выше самооценка ВО. Чем ниже уровень жизненной удовлетворенности, тем выше ценность ВО, его значимость для улучшения различных аспектов жизнедеятельности, обеспокоенность ВО.
Учитывая значимую взаимосвязь между уровнем удовлетворенности жизнью и оценками субъективного благополучия, напрашивается вывод о том, что повышение ценности, значимости ВО, обеспокоенности им ведет к снижению как уровня жизненной удовлетворенности, так и оценок субъективного благополучия, а повышение самооценок ВО, удовлетворенности им повышает уровень удовлетворенности жизнью и оценки субъективного благополучия. Данный вывод соответствует построению «мультифакторной модели», но он требует проверки, исходя из той задачи, которая была сформулирована в данном исследовании.
2. Результаты проверки влияния отношения к ВО, ценности и значимости ВО на удовлетворенность жизнью (ИЖУ) и оценки субъективного благополучия (УСБ) и наоборот представлены в таблицах 2, 3 (метод «однофакторная ANOVA»).
Из приведенных в таблице 2 показателей F и Р можно заключить, что компоненты отношения к ВО (интегральная самооценка ВО, удовлетворенность, обеспокоенность ВО, «appearance’» перфекционизм (АПерфекц), а также значимость внешнего облика (ИнтЗнВО) не оказывают существенного влияния на удовлетворенность жизнью и оценки субъективного благополучия. На эти показатели оказывает влияние ценность внешнего облика (ЦВО) для человека.
Показатели F и Р, приведенные в таблице 3, указывают на то, что на компоненты отношения к своему ВО (ИнтСОВО, ОбеспВО, УдовлВО) существенно влияет оценка субъективного благополучия (УСБ). Влияние оценки субъективного благополучия значительно интенсивнее, чем влияние индекса жизненной удовлетворенности (ИЖУ) на эти же составляющие отношения к ВО, значительно сильнее, чем влияние отношения к ВО, ценности и значимости ВО на оценки субъективного благополучия и удовлетворенность жизнью.
Учитывая корреляционные взаимосвязи, мы можем обозначить знак влияния субъективного благополучия на отношение к ВО, на его значимость и ценность. Повышение оценок субъективного благополучия детерминирует снижение ценности, значимости ВО, обеспокоенности им; повышает удовлетворенность ВО и его самооценку.
Заключение
Таким образом, мы можем с определенной долей уверенности заявить, что не столько отношение к ВО, его ценность и значимость обуславливают удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие человека, сколько оценки молодыми людьми субъективного благополучия обуславливают отношение к ВО, его ценность и значимость. При всей взаимозависимости, взаимовлиянии субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и отношения к ВО, его ценности и значимости прослеживается более сильная детерминация оценок субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью на формирование отношения к ВО, к его ценности и значимости.
Отвечая на поставленный вопрос, вынесенный в заглавие данной статьи, можно сказать так: «Я лучше отношусь к своему внешнему облику, в большей мере им удовлетворен и в меньшей мере обеспокоен, я не преувеличиваю ценность привлекательного внешнего облика, его значимость, иными словами, «инвестиционную силу» внешнего облика, если я себя чувствую благополучным и удовлетворен жизнью». Вместе с этим, удовлетворенность жизнью и субъективное благополучие могут не интенсивно, но все-таки заметно определять отношение к своему внешнему облику. Следовательно, не столько необходимо наращивать инвестиционную силу внешнего облика, сколько заботиться о том, чтобы быть удовлетворенным жизнью и субъективно благополучным.
Литература
- Килборн Б. Исчезающие люди: Стыд и внешний облик. М.: Когито-Центр, 2007.
- Лабунская В.А., Дроздова И.И. Теоретико-эмпирический анализ влияния социокультурных и социально-психологических факторов на оценки и самооценки молодых людей внешнего облика // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. №2. С.202-226. DOI: 10.21702/rpj.2017.2.12.
- Лабунская В.А. Динамика представлений студентов о функциональной значимости привлекательного внешнего облика // Социодинамика. 2018. № 11. С. 11-19. DOI: 10.25136/2409-7144.2018.11.27887.
- Лабунская В.А., Бзезян А.А. Внешний облик в образовательной среде: оценка, самооценка, функциональная значимость // Современное образование. 2018. № 4. С. 8-18. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.4.27965.
- Лабунская В.А., Сериков Г.В. Теоретические основы и методические подходы к изучению феномена «ценность внешнего облика» // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 91–103. DOI:10.17759/sps.
- Погонцева Д.В. Красивая женщина: социально-демографический анализ представлений // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 73–82.
- Шкурко Т.А. Динамика удовлетворенности жизнью и самооценок внешнего облика у женщин, занимающихся йогой // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлёв. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 915-921.
- Gupta N., Etcoff N. L. ,Jaeger M. Beauty in Mind: The Effects of Physical Attractiveness on Psychological Well-Being and Distress // J. of Happiness Studies. 2016. Vol. 17. № 3. Р. 1313-1325. DOI: 10.1007/s10902-015-9644-6.
- James K.E. Tyler A., Calogero M., Lee R.J. Exploring the relationship between appearancecontingent self-worth and self-esteem: The roles of self-objectification and appearance anxiety // Body Image. 2017. Vol. 23. December. Р. 176-182. URL: https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2017.10.004.
- Srivastava K. Conceptualization and Development of the Appearance Perfectionism Scale: Preliminary Evidence for Validity and Utility in a College Student Population: Thesis of BS in Psychology. Michigan, 2009.
Источник: Лабунская В.А. «Я удовлетворен жизнью и чувствую себя благополучным, потому что позитивно отношусь к своему внешнему облику, или наоборот?» // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Международной научной конференции, Кострома, 26–28 сентября 2019 г.: В 2 т. / отв. ред. М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. Кострома: Изд-во Костромского государственного университета, 2019. Т. 1. С. 215–222.
Лабунская Вера Александровна
профессор, доктор психологических наук. Профессор кафедры социальной психологии, научный руководитель научно-образовательной лаборатории «Социальная психология внешнего облика» Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.
Ростов-на-Дону