В кинофильме 1947 года «Весна» героиня Фаины Раневской произносит знаменитую фразу: «Красота – это страшная сила!». Многие считают, что эти слова принадлежат самой Раневской. Но, увы, эту фразу ещё в 1883 году написал русский поэт Семён Надсон в стихотворении «Дурнушка»:
Бедный ребенок, – она некрасива!
То-то и в школе и дома она
Так несмела, так всегда молчалива,
Так не по-детски тиха и грустна!
Зло над тобою судьба подшутила:
Острою мыслью и чуткой душой
Щедро дурнушку она наделила, –
Не наделила одним – красотой…
Ах, красота – это страшная сила!..
Однако, и Надсон, как оказалось, был не совсем оригинален. Действительно, подобное выражение прозвучало в романе «Братья Карамазовы» Фёдора Михайловича Достоевского. Со слов Мити Карамазова о красоте и её силе складывается вот такая картина: «Красота – это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Ещё страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы… Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота?.. Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».
С давних времён не утихает спор: красота – это божий дар или наказание для человека? О красоте писали многие философы, но почти всегда с оговорками. «Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами», – изрекал древнегреческий философ Фалес, один из первых мудрецов Древнего мира. Изнанкой красоты всегда выступала её противоположность. «Когда в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное», – заявлял древнекитайский мудрец Лао-цзы.
Никто не мог дать определение идеальной красоты, всегда в ней искали какие-то изъяны. «Телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум», – изрекал Демокрит. Но откуда, спрашивается, взяться уму, если, по выражению Бенджамина Франклина, «красота и глупость – давние приятели»? И вообще, на тему, что красота и ум несовместимые качества, поломали перья многие юмористы.
Всем известна такая поговорка: «Не родись красивой, а родись счастливой». Поговорка хорошая, но многие девушки с ней не согласны. Ведь у красивой девушки, как они считают, больше возможностей в жизни, чтобы найти своё счастье.
Были у красоты свои верные рыцари, среди них американский философ и поэт Джордж Сантаяна. «Красота, – писал он, – это обет согласия между душой и природой и, как следствие, – источник веры и господства добра… В истинной красота есть затаённость, от которой гибнут похоть и суеверие». Но и Сантаяна, прожив на свете почти девяносто лет, так и не смог понять, что же такое красота. «Красота, – по его мнению, – это то, что не поддаётся описанию. Никогда нельзя сказать, что она такое, в чём её суть». И всё-таки на уровне интуиции мы безошибочно распознаём красивые предметы, лица, произведения искусства. И когда рядом находится красивая женщина, все взгляды мужчин непроизвольно обращаются к ней.
Красоте поклонялись, но в то же время её смертельно боялись. «Поцелуя красивой женщины берегись, как змеиного яда», – читаем мы в «Книге изречений» Максима Исповедника. Это сегодня мы представляем ведьму, как безобразную старуху. В Средние века к суду инквизиции привлекали в основном красивых женщин. Их красота считалась дьявольским наваждением. И в этом была своя правда: красивы драгоценные камни, но сколько с ними связано порой кровавых историй. То же самое и с красивыми женщинами. В общем, от греха подальше.
И всё-таки красота всегда привлекала людей. Троянский царевич Парис, когда ему три богини предложили на выбор: власть над миром, мудрость или любовь самой красивой женщины в мире – без колебаний выбрал любовь и красоту, олицетворённую в спартанской царевне Елене Прекрасной. Этот выбор стал роковым и для него, и для его родины Трои, но случилось то, что случилось.
«Красота спасёт мир». Эта фраза Достоевского из романа «Идиот» принадлежит князю Мышкину. Но надо отметить, что сам Мышкин её не произносит. В первом случае эту фразу со ссылкой на князя почти издевательски произносит Ипполит. А во втором случае эти слова произносит Аглая Епанчина и произносит их, так сказать, в списке запрещённых тем: «Слушайте, раз навсегда, – не вытерпела наконец Аглая, – если вы заговорите о чём-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что «мир спасет красота», то… я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но… предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза!» Получается, что эта важная для Достоевского фраза в романе звучит как бы между прочим, поскольку сам писатель, как и его герой князь Мышкин, сознаёт, что понимания он своими словами не добьётся.
Так и получилось, что фразу Достоевского приводят по разному поводу, но воспринимают её чаще всего буквально, вопреки тому смыслу, который вложил в неё писатель. Ведь у Достоевского речь идёт о красоте «Мадонны» Рафаэля. По его мнению, только эта красота и может спасти наш мир. Возможны и другие интерпретации знаменитой фразы. Если красота обладает такой огромной силой, чтобы спасти этот погрязший в жестокости и цинизме мир, который, как уже кажется, ничто спасти не может, то нет ли в красоте и обратной огромной разрушительной силы? Не все видят красоту в «Мадонне» Рафаэля, многим по душе другие, более впечатляющие картинки. Насилие, жестокость не сходят с телеэкранов. Красотой торгуют, её выставляют напоказ, как товар. Искусство, призванное служить красоте, служит Мамоне, а сама красота служит разврату. Что же и каким образом должно спасти наш мир?
Да, красота – страшная сила. Она может быть отблеском горней красоты, а может идти от дьявола. Она может реально спасти мир, а может его уничтожить, поскольку несёт в себе гибель. И потому не может быть настоящей красоты без духовной ценности.
Многие помнят знаменитое чеховское выражение, которое произносит доктор Астров в драме «Дядя Ваня»: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Но и эта фраза вырвана из контекста, поскольку дальше доктор Астров говорит о том, что без обязанностей и без труда вся эта красота ничего не стоит.
Без обязанностей и без труда. А ведь действительно: вся земная красота, в том числе и женская, создана Богом, а красивые создания рук, ума и души человека созданы всё-таки трудом и вдохновением.