В 15-ти верстах от Великого Новгорода находится обитель, воздвигнутая в честь Пресвятой Троицы. Ее называют также Клопской. На удивленный вопрос паломников, отчего у священного этого места столь неприглядное прозвище, местные жители снисходительно отвечают: «А вы весной сюда приезжайте! Во время разлива наших речек Веряжи и Вдовы обитель со всех сторон водой охватывается, так что остается маленький островок, на клопа похож».
Но хоть и уменьшаются в ту пору значительно пределы монастырские, да все же место это весьма благодатное. Здесь в XV-м столетии подвизался преподобный старец Михаил, прославивший Клопскую Троицкую обитель благочестивым своим житием и удивительнейшими чудесами.
КЕМ БЫЛ ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ МИХАИЛ, ИМЕНУЕМЫЙ КЛОПСКИМ
Этому Божиему угоднику издавна дали прозвище «Клопский» - по названию обители, в которой подвизался он свыше четырех десятилетий и которую прославил многими своими чудесными деяниями.
Откуда пришел он в Клопскую обитель Живоначальной Троицы, расположенную близ Великого Новгорода, и кем были его благочестивые родители, достоверно неизвестно. В монастыре обнаружили его удивительнейшим образом, когда один из насельников – иеромонах Макарий - увидел сего старца трудящимся в его келье, которую тот монах, уходя на богослужение, крепко накрепко запер. И, все же, вернувшись, увидел он собственными глазами, что сидел в его комнатке не понятно откуда взявшийся черноризец и с усердием переписывал Книгу Деяний апостольских.
Макарий сообщил о том братии, и все поспешили в его келью, которая, как ни странно, снова оказалась запертой. Думая, что привиделся брату их лукавый демон, совершили насельники у двери его кельи молебен. Дверь после того взломали, а, оказавшись внутри, увидели, что, и в самом деле, сидит там неизвестный им старец.
Стали спрашивать незнакомца о его имени. Но тот не отвечал. Тогда настоятель, думая, что, все же, образ благочестивого праведника принял нечистый дух, стал кадить вокруг пришельца ладаном и крестить его. Тот же в ответ повел себя так, как обычно ведут себя юродивые: с непониманием воззрился он на собравшуюся вокруг него братию и стал произносить непонятные им речи.
Повели тогда его в церковь и просили в подтверждение того, что пред ними не искуситель, а подлинный христианин, прочесть Апостол. И тут произошло удивительное: как только начал дивный тот старец произносить священные слова, поразила монахов необыкновенная красота его чтения, вызвавшая в сердцах их глубочайшее умиление. Стало понятно игумену и насельникам, что ни один бес не сможет с таким рвением восхвалять Спасителя и воздавать Ему почести, какими бы не пользовался он ухищрениями и каким бы не обладал притворством. С той поры и остался подвижник этот в Троицкой Клопской обители, где нес послушание чтеца.
В 1419 году посетил монастырь младший сын святого Дмитрия Донского князь Константин с супругою. Они прибыли сюда на празднование Преображения Господня. Услышав за трапезою дивное чтение инока, князь подошел к нему и, заглянув в лицо старца, удивленно воскликнул: «Да это же Михаил! Сын Максимов! Он княжьего рода!» Подошли к подвижнику и настоятель с братией, и кроткий старец подтвердил, что, действительно, зовут его Михаил и что он наследник рода княжеского.
ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО МИХАИЛА КЛОПСКОГО
Угодник этот был весьма аскетичным подвижником. Лишь раз в седмицу вкушал он пищу, да и то постную. Отдыхал всегда, лежа на земляном полу своей тесной кельи, и не имел абсолютно никакого имущества, кроме той одежды, что носил на себе. От постничества и многочасовых молений тело его, как повествует святитель Димитрий Ростовский в труде «Жития святых», «уподобилось тени». За подобные труды и усердное подвижничество наградил Господь служителя Своего многими чудесными дарами.
Однажды проникли в обитель тридцать разбойников. Преподобный старец, предвидя о том заранее, предупредил игумена. Когда же оказались нечестивцы те в монастыре, их предводителей, по молитвенному слову святого Михаила, одолел вдруг внезапный недуг, да такой тяжкий, что не смогли уж эти злоумышленники сотворить то, ради чего проникли в священное место. Видя сотоварищей своих в великих мучениях, истязаемых тяжелейшими телесными страданиями, прочие разбойники устрашились и глубоко раскаялись в содеянном, а один из предводителей впоследствии даже остался в числе Троицкой братии, приняв постриг. С той поры возносит православный люд моления подвижнику Божиему Михаилу об убережении их жилищ и хозяйств от грабителей и всякого разорения.
Даровано было угоднику этому управлять погодными условиями. Так, по его молитвенным воззваниям во время проводимого в монастыре большого строительства погода всегда стояла безветренная и теплая, благоприятствующая работам. Камень для новой Троицкой церкви возили тогда по реке, и ветра всегда были попутными. Благодаря такому предстательству благочестивого старца строительство завершили очень быстро и без лишних затрат и усилий, а потому и сегодня просят верующие его помощи пред началом всякого хозяйственного благоустройства.
Как-то на Пасхальной Седмице именитый новгородский посадник Григорий Кириллович Пасохно, владеющий землей вокруг Клопского монастыря, в гневе пригрозил «поломать руки и ноги» монахам, которые станут пасти скот или удить рыбу в его угодьях. Праведный старец ответствовал ему тогда с кротостью, что богохульны подобные речи пред Создателем, а потому в скором времени за такую жестокость сам он лишится и рук, и ног. Так все и случилось. Увидав однажды иноков, собиравшихся на рыбную ловлю, Григорий накинулся на них, но нечаянно свалился с крутого берега в реку - едва его выловили оттуда. Он остался жив, но руками и ногами с того времени более не владел. Господь сохранил ему лишь язык ради покаяния. Стал посадник прощения просить, да долго не отпускал греха ему Вседержитель, чтобы тот смирил гордыню. Долго возили его по разным обителям православным, приобщая к жизни в Боге, и только лишь когда объездил посадник все монастыри окрест Новгорода, и расточил все имение свое на неимущих и Дома Божии, простил его Сотворитель. Случилось это через год и полтора месяца, когда приехал он к Клопской братии. В церковь внесли его неподвижным на ковре: он и руки не мог поднять для крестного знамения, однако к концу Литургии встал посадник на ноги и с великой радостью прославил милосердие Искупителя своего…
Преподобный инок был величайшим молитвенником. По прошению его забил близ обители во время трехлетней засухи водный источник, не давший погибнуть насельникам и жителям окрестных селений. А когда наступили в земле Российской тяжелейшие голодные годы, тысячами уносившие жизни наших соотечественников, отчаявшиеся люди, как к последней надежде, стекались отовсюду к стенам Троицкой обители, прося подвижника заступиться за них пред Господом. Монастырская братия, видя такое скопление изможденных людей у ворот обители, хотела было отправить их обратно, не имея возможности накормить многочисленные людские толпы или чем-либо помочь им, однако боголюбивый старец Михаил упросил игумена не делать этого. Насельники, недоумевая, сказали тогда преподобному, что им и самим то уже есть нечего, потому как все их зерновые и хлебные амбары полностью оскудели, но подвижник уверенно им возразил: «Кто не боится пострадать, отдавая в час бедствия последнее, что у него есть, своему ближнему, тот никогда не будет оставлен Спасителем!» После того он удалился на некоторое время в крошечную свою келью, а, когда вышел оттуда, велел братии открыть хранилища и амбары, и все, что найдут там раздать погибающим от голода людям. Насельники послушали чудотворца, и поспешили исполнить порученное им. Когда же отворили они двери хлебных хранилищ, оказалось, что зерна, караваев и прочих припасов разных находится в них столько, сколько и не во всякий урожайный год то бывало. И что еще удивительнее, припасы эти не истощались в обители весь тот тяжелый период, и кормились в Троицком монастыре все неимущие и голодающие, приходившие сюда не только из Новгорода и его окрестностей, но и из многих других городов. С того времени почитают на Руси угодника этого скорым помощником всякому нуждающемуся, никогда не оставляющему взывающих к нему без куска хлеба и прочего необходимого для жизни пропитания.
Много пророчествовал этот старец и о покорении Великого Новгорода князем Московским. Так, 22 января 1440 года, взобрался он вдруг на монастырскую звонницу и стал трезвонить во все колокола. Сбежавшимся на звон перепуганным селянам и инокам он, юродствуя, объяснял, что родился в тот день у князя Московского сын Иван, который покорит владения Новгородские и отберет у жителей вольного города все их сокровища. Это пророчество сбылось в 1480 году, когда Новгород окончательно потерял самостоятельность и присоединен был князем Иоанном III к Московскому Великому княжеству.
В Клопской обители прожил святой Михаил 44 года - до самой его кончины в 1452 году. По сей день находятся здесь честные его многоцелебные мощи, через которые подаются притекающим к предстательству старца богомольцам обильные врачевания. В наши дни, как и прежде, приезжают к этому благочестивому подвижнику паломники со всех регионов Православной России.
Следует упомянуть, что преподобный Михаил Клопский является покровителем не только монахов и иноков, подвизающихся в многочисленных монастырях государства нашего, но также и мирян, труд которых связан с чтением и душеполезным книгоизданием.
А еще с древности сохранились свидетельства о помощи этого праведника путешествующим. Через некоторое время после его кончины новгородский купец Михаил Маркин застигнут был в море великой бурей. В страхе взмолился он к угоднику Божиему Михаилу, духовным чадом которого был долгое время, и увидели путешественники на корме судна седовласого старца, взявшего управление кораблем в свои руки. В ту минуту все бывшие на судне пали ниц, а когда подняли свои головы, непогода стихла… Прибыв в город, купец поспешил в Клопский монастырь с благодарением. Его усердием усыпальница подвижника украшена была дорогими каменными плитами.
Еще через некоторое время такое же дивное избавление подано было через святого инока князю Василию Белозерскому, плывшему по озеру Ильменю. С той поры молятся этому угоднику Божиему путешествующие, прося о сохранении их в дороге и избавлении от разбушевавшейся природной стихии.