Тут мне очень интересные комментарии писали к статье про «Понедельник…»… И нет, я не буду писать про те комментарии, которые были в мой адрес, что я ничего не понимаю. Нет, там были и более интересные. Например, о том, что братья были… не самыми хорошими писателями, если разобраться. Да, и как люди они тоже были… так себе. И нет, я знаю, что есть поговорка, что «о мёртвых или хорошо – или ничего, кроме правды». Так что, я и буду говорить про них то, что я знаю совершенно точно.
Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов, Птица Птица, Olov Viking, Одиннадцатый Примарх, Arti и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!
Я не сознательно не буду делать никаких выводом, оставляя это на долю уважаемых читателей. В конце концов, как сказал герой одного отечественного фильма, «нет ничего лучше собственного опыта». Так что – пусть вывод о том, насколько хороши или нехороши братья, как писатели, сделают сами читатели моего канала.
Для начала – писали ли они на самом деле, качественную и сильную фантастику? На самом деле – да. Достаточно вспомнить, например, «трилогию Быкова» – «Страна багровых туч», «Путь на Амальтею» и «Стажёры». Или рассказы из «Возвращение. Полдень. XXII-й век». Там да – настоящая фантастика, которую на самом деле было приятно читать. Потом… потом братья пошли уже по совершенно другому пути, который, скажем та, с фантастикой имел мало общего. Точнее, с фантастикой научной. Больше они пошли именно в стороны «социалки». Я не хочу сказать, что это плохо – но, если говорить о них, именно, как о фантастах, то фантастики постепенно становилось всё меньше, а «социалки» – всё больше.
Если попробовать разобрать некоторые произведения, то с ними есть и небольшая проблема. Например, проблема с объяснениями некоторых событий. Когда я в первый раз читал «Попытку к бегству», мне довольно понравилось начало. Два товарища хотят лететь отдохнуть, потом к ним прибивается «таинственный незнакомец» по имени Саул. Нет, я понимаю, будущее, все дела, все друзья и товарищи, но – брать с собой незнакомого человека, про которого ничего не известно? Ладно, полетели. Пусть не туда, куда хотели и всё такое – но разве там не положено оставлять координаты того места, куда ты лететь собрался? Я, знаете ли, в своё время очень долго издевался над героинями фильма «Спуск», которые оставили координаты одной пещеры, а сами полезли в другую – мол, так же интереснее! Но, одно дело – изначально глупый фильм, и другое – книга от довольно неплохих авторов! Ну да ладно, прилетели они, значит, на ту планету. Обнаружили два трупа. На этот счёт есть инструкция – но зачем нам она? Давайте действовать прямо так, напропалую! Но, про то, что было описано на Сауле, я расскажу позже. Мне больше интересно, как именно Саул попал из немецкого плена в будущее, и как именно вернулся обратно. Что это? Зачем? Но, разве братьев такие вопросы интересовали? Они просто написали про это – и всё.
Но вернёмся к планете Саула. Когда-то, давным-давно, ещё в 90-х, мне попалась статья, в которой разбиралась эта повесть. И там была фраза о том, что авторы описали три мира – немецкий концлагерь, из которого сбежал Саул, «идеальный коммунизм», в который он попал на Земле будущего и… «сталинские лагеря», которые были описаны именно на Сауле. И вот касаемо последнего… я всё понимаю, но то, что АБС потихоньку занимались такой… антисоветской деятельностью – это факт. И, знаете, если сравнивать эти самые лагеря на Сауле с тем, что писали разного рода «неполживые авторы», вспомнить допрос Хайры – то, становится очень интересно. Например, одни из тех, кто попадал в эти лагеря, были те, кто «хотел странного». Знаете, в СССР были те, кто «хотел странного». Те, кто сидел на своих кухнях и ругал СССР. Те, кого называли «диссидентами». И вот это – уже «звоночек»… Собственно, в «Попытке к бегству» есть всё то, что все мы любим (наверное). Там есть ТАЙНА, например, что там случилось, кто всё это устроил, откуда идут эти машины, и так далее – и на всём этом можно было построить интересное произведение, но… зачем? Ведь интереснее рассказать про лагеря, в конце вставить сцену с убитыми немцами и бежавшим из лагеря красноармейцем… Это же важнее! Так что – согласитесь, что повесть получилась довольно странная, не так ли?
А «Далёкая Радуга»? Я читал о том, как братьям пришла в голову идея данной повести. И, если не особенно задумываться о смысле написанного – повесть неплоха. Тягостное, гнетущее впечатление от неё остаётся, заставляет задуматься и всё такое. Только вот, о чём именно она заставляет задуматься? В первую очередь не об опасности таких экспериментов, а о безответственности тех, кто занимается такими вещами. Проводить эксперименты на обитаемой планете, на которой живут люди. То, что эксперименты опасные – все знают, но, тем не менее, проводят их, буквально, «у себя на заднем дворе». Хотя, казалось бы – в космосе полно планет необитаемых. Строить разного рода бункеры для проживания в мире АБС точно умели – например, в «Пути на Амальтею» люди жили в бункерах на этой самой Амальтее. Да и на Марсе они тоже не под открытым небом жили. Так что мешало «окопаться» на какой-нибудь необитаемой планете? У меня, кстати, ответ есть. И ответ этот называется «На берегу». Этот фильм посмотрели братья, он оставил у них именно такое гнетущее впечатление, и они решили написать данную повесть. А то, что она вышла нелогичной и с никакой концовкой – не так уж и важно… Кстати, о концовке и о том, как «Горбовский уполз»… Стоит про это вообще говорить, или нет? Как мне кажется, это не просто «авторский произвол», это уже что-то более вопиющее… Это просто признак того, что на читателей авторам… наплевать!
И знаете, если разбирать почти все произведения – можно найти немало такого… или откровенно неприятного, или чего-то иного. Можно вспомнить и «Трудно быть богом», с «доном Рэбией». Это потом их уговорили (Ефремов уговорил, если мне память не изменяет) изменить его на «Рэбу». Но, знаете ли, кое-что осталось всё же – например, эти словечки, типа, «орёл наш, дон Рэба», и так далее… Понятно, что после смерти Сталина, стало модно валить на Лаврентия Павловича всё, что только можно и нельзя… Так что – это тоже… не самый красивый поступок братьев, как мне кажется…
Ну и ещё… Я тут писал про то, что Аркадий и Борис Стругацкие… скажем так, не дружили с Александром Казанцевым. «Не дружили» до такого состояния, что сделали «профессора Выбегалло» похожим на него. Кстати говоря, не похож, за исключением внешности, за которую отвечал тот самый Мигунов. И вот мне интересно – зачем они так сделали? Я ведь читал того же Казанцева. И, если говорить о фантастике – порой она у него получалась более реалистичной, чем у братьев. Мне, кстати, его производственные романы нравились – например, про «Мост дружбы». Там очень хорошо показали, что не все в США – враги. Там полно было тех, кто хотел дружить с СССР, но были и те, кто этого не хотел. И написано было очень хорошо. А идея написать роман, в который попало немало земных мифов и легенд? Я про «Фаэтов» сейчас… Да и другие книги Казанцева были неплохими… А вот у братьев, на самом деле, стоящих книг, которые хотелось бы перечитывать – не так много, на самом деле…
По какой-то странной причине, многие книги братьев содержали какие-то элементы «антисоветчины». Вот, казалось бы, довольно простое произведение «Обитаемый остров» – и то переписывалось несколько раз – и ведь не просто же так к нему цеплялась цензура! Значит, было за что! Кстати, читал я статью о том, как они писали этот роман – и жаль, что она у меня не сохранилась. Интересно там было, на самом деле…
Ну, а если говорить о творчестве братьев максимально непредвзято – было у них немало и хороших, интересных сюжетов, которые на самом деле стоят того, чтобы их перечитать с удовольствием. И, если бы не было этих «подковёрных игр», если бы не «недружба» с Казанцевым, если бы не скрытая антисоветчина – читать их было бы в разы приятнее…
Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!