Найти тему
Жорик – историк

"Русская история" Германа Геринга

В неоконченном романе "Барбаросса" Валентина Пикуля есть такие строки:

Удивляться не стоит: Гудериан учился водить танки в Казани, говорили, что Геринг учил наших ребят водить самолеты в Липецке, ибо отношения между немцами и русскими были приличными.

Валентин Саввич был далеко не первым, кто упомянул о так называемой "русской истории" второго человека нацисткой Германии, всесильного Германа Геринга. И до Пикуля, и после него тему особой любви рейхсмаршала авиации к городу Липецку поднимали неоднократно. Это и понятно — именно в Липецке находилась совместная советско-германская авиашкола, где действительно проходили обучение немецкие асы. Вот только имел ли отношение к этому Герман Геринг?

Герман Геринг, 1941 год/ © Public Domain
Герман Геринг, 1941 год/ © Public Domain

Мифы и слухи

Перед тем как ответить на этот вопрос, стоит собрать воедино все сведения, которые относятся к "русскому следу" рейхсмаршала. Некоторые из них выглядят откровенно желтушными, но для полноты картины стоит упомянуть и их. Итак, что же известно:

  1. Геринг проходил обучение в закрытой авиашколе в Липецке после лета 1925 года. Там он изучал тактику воздушных боев и передавал опыт советским военным летчикам;
  2. В Липецке у Геринга была любовница, которую звали Надя Горячева. У них родился как минимум один совместный ребенок;
  3. В годы войны немцы не бомбили Липецк по личному указанию Геринга, переживавшего за судьбу своей возлюбленной и общего ребенка (детей);
  4. В конце 90-х в Липецке были живы свидетели, видевшие в 20-х годах на улицах города Германа Геринга. А затем нашлась и женщина — тот самый ребенок, ради которого Геринг и уберег Липецк от бомбежек.

Это всё, что касается рассказов, публикаций и версий. А теперь факты.

Липецк и школа

Сначала стоит уточнить, что авиашкола в городе действительно существовала. И была она плодом совместных усилий Советского Союза и Веймарской республики (Германии до Гитлера). Вот только СССР предоставил для нее лишь территорию, а все работы по оборудованию школы, закупке самолетов, строительству ангаров и лётной инфраструктуры взяла на себя Германия. Такой неравноценный симбиоз кажется странным, но лишь на первый взгляд.

Казармы Липецкой авиашколы, 1925 год/ © photochronograph.ru
Казармы Липецкой авиашколы, 1925 год/ © photochronograph.ru

Дело в том, что после окончания Первой мировой войны на Германию были наложены жесткие ограничения, касаемые подготовки военных кадров. Стране не разрешалось иметь профессиональную армию (только исключительно добровольческую), что уж говорить про элиту вооруженных сил — люфтваффе. Поэтому власти Германии вели переговоры с СССР об обходе ограничений и обучению пилотов на территории другой страны.

Фактически условия запретов не нарушались, но режим секретности у новой авиашколы был серьезный. Немецкие пилоты приезжали в СССР под видом сотрудников частных фирм и назывались вымышленными именами. В городе они носили советскую авиационную форму, а в документах обозначались как "4-й авиаотряд 38-й эскадрильи РККА". Заведение существовало с 1925 по 1933 годы и за все время в нем было подготовлено 220 немецких пилотов. Но и не только. Выпускниками липецкой авиашколы также стали 140 советских летчиков и 45 авиамехаников.

После того как немцы покинули Липецк, вся техническая база осталась Советскому Союзу и на ее основе возникла Высшая летно-тактическая школа ВВС РККА.

Немецкие курсанты на прогулке по Липецку, 1928 год/ © photochronograph.ru
Немецкие курсанты на прогулке по Липецку, 1928 год/ © photochronograph.ru

Геринг и Липецк

А тут все просто, ибо биография этого высокопоставленного нациста изучена вдоль и поперек. После окончания Первой мировой войны, на которой Геринг действительно стал асом (22 сбитых вражеских самолета), он уехал в Скандинавию и до 1922 года занимался тем, что устраивал показательные полеты.

Потом он возвращается в Германию, примыкает к партии Гитлера и вскоре становится его доверенным лицом. Во время "пивного путча" в 1923 году он получает ранение и нелегально покидает пределы Германии. Ранение оказалось настолько серьезным, что Герингу пришлось прибегать к обезболивающим препаратам наркотического свойства. Чаще всего к морфию. К чему эти подробности? А к тому, что с 1923 по 1927 годы Геринг находится попеременно в Австрии, Италии и Швеции, где лечится от наркотической зависимости и последствий ранения. На родине в Германии он по-прежнему разыскиваемая персона, поэтому ни о каком сотрудничестве с СССР на официальном уровне в качестве пилота не может быть и речи.

Геринг возвращается в Германию только в 1927 году после амнистии участников "пивного путча". Преодолевший наркотическую зависимость и изрядно погрузневший из-за проблем с обменом веществ. Тут же Геринг получает пост личного представителя Гитлера в Берлине, а в 1928 году избирается в рейхстаг и становится правой рукой будущего фюрера по связям с бизнесом.

Геринг на митинге в 1927 году/ © commons.wikimedia.org
Геринг на митинге в 1927 году/ © commons.wikimedia.org

В это время в Липецке продолжает работать засекреченная авиашкола. До 1927 года Геринга в ней не могло быть по определению. А после сложно представить себе в составе молодых пилотов 34-летнего набравшего лишний вес аса Первой мировой войны. Да и в качестве преподавателя Геринг тоже не вписывался — к тому времени он был уже птицей совсем другого полета. Депутат рейхстага (ставший в 1932 году его председателем), общавшийся на равных с воротилами бизнеса, и вдруг инструктор в какой-то заштатной авиашколе в богом забытом Липецке.

Липецк и бомбы

Поэтому никаких теплых чувств у Геринга к советской черноземной глубинке быть не могло. И бомбили Липецк в годы войны так же, как и соседние города. Масштаб разрушений от бомбардировок не сравнить, конечно, с Ельцом и Воронежем, но инфраструктура города тоже пострадала серьезно. По данным липецкого историка Юрия Тихонова, автора книги "Засекреченный город", за время войны от бомбежек в Липецке погибло 328 человек.

Геринг и Надя

Здесь вообще удивительно. Откуда взялась фамилия Горячева, известно лишь авторам журналистских расследований. Все ссылки, как водится, на "рассекреченные архивы ФСБ". Цепочка тут такая: группу военных историков допустили в бывшие архивы КГБ; один из них случайно обнаружил среди листков технической документации "дела немецких летчиков" письмо от некой Нади Горячевой, написанное на немецком языке в адрес Германа Геринга; когда кончился восьмилетний срок "секретного умолчания", он рассказал об увиденном письме журналистам "Комсомольской правды".

Результатом этого стала серия публикаций центральных газет:

  • "Русская невеста Германа Геринга. Дочь станционного смотрителя Надежда Горячева спасла Липецк от бомбёжки благодаря знакомству с человеком номер два в нацистской Германии" ("КП" от 27.05.98);
  • "Русское гнездо люфтваффе. Почему асы Геринга не бомбили Липецк?" ("Труд-7" от 14.12.2000);
Публикации прессы о "русском следе" Г. Геринга/ © e-news.su
Публикации прессы о "русском следе" Г. Геринга/ © e-news.su

Видимо от них "жареную" тему подхватила и немецкая пресса, дополнив ее целым ворохом "подробностей". О дальнейшей судьбе "любовницы Геринга" сплошная путаница — то ее не тронули, то, наоборот, она отсидела в лагерях, а то и вовсе повредилась умом. Про общих детей и упоминать не стоит.

Напоследок можно попробовать объяснить откуда возникла вся эта история с девушкой Надей. Вполне возможно такая и вправду существовала и даже крутила романы с немецкими летчиками. Но не стоит забывать, что будущие асы люфтваффе жили в Липецке под вымышленными фамилиями. Почему бы одному из курсантов и не назвать себя именем великого в прошлом германского аса?

Вообще, тема мифических событий советской истории весьма обширна. Взять, например, Иуду Искариота. Казалось бы, где он и где СССР? Ан, нет 👇:

(При написании статьи была использована информация с сайтов: history.wikireading.ru; e-news.su; aif.ru; sokolsky-mg.livejournal.com)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц