На примере событий в Закавказье можно констатировать: пока в какой-то стране «ближнего зарубежья» есть так называемые «неправительственные организации» (НПО), сиречь иноагенты, Россия вряд ли сможет проводить там нужную ей политику. НПО для того и создаются, содержатся и управляются, чтобы: а) проводить политику, нужную западу (влиять на внутренние дела), и б) исключить такое влияние со стороны других государств (в т. ч. России).
Противостоять их работе сложно: за прозападными НПО огромный опыт, ресурсы и отличная организация их деятельности. К сожалению, у России плохо получается формировать и поддерживать деятельность своих НПО. Причин несколько.
Во-первых, казенщина: продвижением нашей повестки занимаются вполне официальные структуры типа Россотрудничества. Чиновничий аппарат, бумаги, согласование с кучей других госорганов, красивые планы работы на 20 лет вперед, пристроенные на должностях детки и внучата. При всем уважении к Евгению Максимовичу Примакову его внучек не показал себя видным международным специалистом. А именно он возглавляет Россотрудничество. Много правильных слов, мало результатов (впрочем, как у большинства чиновников).
Во-вторых, неумение подбирать кадры (это наша общая и постоянная проблема, а кадры, как известно, решают все). Посмотрите на прозападных иноагентов: как правило, это харизматичные люди, лидеры, с хорошими организаторскими способностями, умеющие убеждать, выкручиваться, протискиваться в любую щель. Пассионарии. Как их отбирают? Не знаю, есть, наверно, какие-то методики. Кому попало коллективный Сорос денег не дает.
Пророссийских же агентов влияния набирают по случайному принципу. Согласился человек работать: вот тебе деньги, сделать что-нибудь. А умеет он что-то или же просто ухлопает эти деньги в никуда – никого не интересует. Деньги освоены, отчет написан, галочка поставлена. Результата нет. Это очень ярко проявилось на б/У до 2013 года: мы там содержали и подкармливали целую ораву якобы «пророссийских» политиков, на которых делалась ставка и в феврале прошлого года. Кончилось ничем. Организационное бессилие и бледная немочь. Болтовня. Кто ответил за провал работы на этом фронте? Никто.
Западники умеют брать за горло и жестко спрашивать за каждый скормленный доллар. Мы свои доллары (или чем там им платят) швыряем, будто в прорву. Без всякого результата.
В-третьих. У нас нет сладкой морковки, за которой бы побежал местный иш ак. Запад в качестве морковки использует простую и привлекательную идею: «демократию», под которой подразумевается сытая жизнь на халяву. Большинство ведется, не желая разобраться, возможно ли такое в Грузии (Армении, и т. д …) и за счет чего. Морковка работает. А какая морковка у нас? Не знаю, не слышал. Вот главная проблема: нет идеи, за которой бы кто хотел идти!
Отсюда вывод: ожидать, что в Грузии (Армении, Узбекистане, даже в Казахстане) что-то изменится в нашу пользу, не приходится. Нет системной работы на результат. Тут прямая аналогия с Минобороны и «Вагнером»: огромная, неповоротливая структура МО за год практически не изменилась и никаких заметных результатов не добилась (кстати, ремарочка: в Харь _кове включили уличное освещение, свет есть практически постоянно). Результаты дает только Вагнер. И дает во многом потому, что работает на результат. И кадры. Кадры!
=======================================
Лайк или не лайк? Вот в чём вопрос…