Реальная история из практики.
Женщина 55 лет пришла на прием с единственной целью. Я должна вразумить ее дочь. Оставим за скобками абсурдность этого требования, смотрим на реальность. В чем проявляется неразумность дочери? Что неразумного в ее поведении, эмоциональных реакциях?
А живет дочь неразумно, по мнению матери. Все делает не так, не с тем и не в то время.
Мать в последнее время два раза лежала в клинике неврозов, где врачи каждый раз ее убеждали, что нет у нее депрессии, которую она сама себе диагностировала.
И вот она пришла ко мне – решительная, воинственно настроена. Дочь нужно «вразумить». Это из-за дочери она лежала в клинике аж 2 раза. Из-за дочери у нее депрессия, а великовозрастное «дитятко» и в ус не дует.
Тот факт, что депрессию не подтвердили, а нахождение в клинике само по себе ничего не значит, мою клиентку не волновало. Дочь должна «прислушаться к тому, что мать ей говорит» - и точка. И, прежде всего, дочь должна развестись.
Стали беседовать.
Дочь – вполне самостоятельная личность, живет отдельно, замужем, работа денежная, судя по всему, вполне счастлива. Так почему должна развестись? А потому, что мать «нутром чует», что дочь несчастна. Почему она так решила? Ну, как же – тут мать посмотрела на меня, как смотрят нянечки в детском саду на трехлетних детишек.
Раньше дочь делилась с ней сокровенным, они вместе ездили на выходных по магазинам, на даче дочь – первая помощница. Что какой вопрос – сразу к матери за советом. На праздники матери - дорогие подарки, путевки на отдых.
А теперь – у нее своя жизнь, свои планы на выходные. О том, как живет с мужем, дочь не рассказывает, на дачу ездит редко. На праздники – букет цветов, может, еще что-то из парфюмерии премиум класса.
Как можно быть счастливой, когда с матерью «дочерняя связь» - мамины слова – прервалась. Этого же быть не может, чтобы без маминого совета, участия – и счастлива!
То, что дочери уже за 30, и у нее может просто снизится потребность в общении с матерью, в расчет не берется. То, что дочь многого матери не рассказывает из-за нежелания слушать упреки – быть такого не может. То, что досуг «дача» заменяется другим досугом – глупости. Должно быть как раньше - и точка.
Самое удивительное, что мать считала себя вправе требовать от дочери полного подчинения.
Это было какое-то бессознательное соревнование с зятем – доказать себе и ему, что для дочери мать важнее. Это было эгоистичное желание не видеть очевидных перемен в жизни дочери. Не понимать, что дочь имеет право на свою жизнь, теперь уже в других границах.
Право дочери на свою личную жизнь воспринималось, как оскорбление.
Мне часто говорят, что в своих статьях я отношусь к старшему поколению без дОлжного пиетета. Мол, они заслужили диктовать условия. Заслужили, чтобы с ними носились, как с писаной торбой.
Но разве они заслужили право портить жизнь своим детям?
Возраст – это ведь не индульгенция неблаговидным поступкам. И за желанием «добра» своим близким может скрываться обыкновенный эгоизм. Желание показать окружающим, кто здесь главный. Желание пользоваться их ресурсами без ограничений. Нежелание менять привычный образ жизни. Нежелание согласиться с взрослением собственных детей.
Кстати, ко мне потом приходила дочь этой дамы. Сама пришла – с просьбой помочь проработать чувство вины. Ведь жить так, как хочет мама – желания и возможности не было. А отстаивание собственных границ сопровождалось токсичной виною, которую мама с удовольствием взращивала, демонстративно укладываясь в больницу и ставя себе серьезные диагнозы.
★ОФИЦИАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ★ - присоединяйтесь
Канал психолога-практика, более 12 лет работающего «в поле».
Полноценная жизнь через психологию.
Развенчиваю мифы об идеальных отношениях, самооценке, стереотипах, нарциссах.
Много кейсов и историй.
_____
© Анастасия Пономаренко - по вопросам консультаций.
✔️Подписывайтесь на канал и ставьте лайки 👍, чтобы не пропустить следующие публикации.