Найти в Дзене
ИстПросвет

Трагическая судьба самого известного в России "зэка"-историка

Оглавление

Сын поэта и офицера Николая Гумилева и прекрасной русской поэтессы Анны Ахматовой, Лев Николаевич Гумилев прожил жизнь, под стать своей эпохе. Иных не коснулось, злые ветры пронеслись над головой, другие получили "дары времен" по полной программе.

Гумилёв и Ахматова с сыном. Фото 1916 года
Гумилёв и Ахматова с сыном. Фото 1916 года

Сирота при живой матери

Отца, Николая Гумилева, мальчик потерял в 1921 году. Льву было 9 лет, когда чекисты расстреляли его по сфабрикованному делу. Мать, Анна Ахматова, покинула сына и устремилась строить новую семейную жизнь. Мальчик оказался сиротой и воспитывался бабушкой по отцу, жившей в Тверской губернии:

В 1929-м году, по исполнении 17 лет, Лев Гумилев прибывает в Ленинград и в следующем году подает документы на языковое отделение педагогического института. Юноша собирается изучать немецкий язык, но бдительные члены приемной комиссии ставят крест на его радужных планах. Причина - буржуазное происхождение абитуриента.  

В поте лица зарабатывать хлеб свой

Надежды оборвались, не сбывшись. И Гумилев совершает неожиданный поступок, как бы желая повторить часть жизни своего отца, ту самую, в которой он путешествовал по экзотическим странам. Юноша записывается разнорабочим сначала в геологические, а позже в археологические экспедиции. Вместе с ними он оказывается в Сибири и Средней Азии. В Узбекистане, если мне не изменяет память, он выучивает фарси, одевается в восточный халат и впитывает азиатскую культуру.

В Ленинград он возвращается не сыном поэтов прошлой эпохи, сброшенной с корабля истории, а настоящим пролетарием с мозолями от лопаты на руках. Обновленное социальное происхождение позволяет Гумилеву поступить на исторический факультет Ленинградского университета. Здесь юноша впервые проникается любовью к исторической науке. Роман получается долгим и в общем и целом удачным.

Гумилев Николай Степанович - отец историка
Гумилев Николай Степанович - отец историка

Арест по доносу

В 1935 году в стране разгораются политические страсти. Через год начнется Первый московский процесс, где "троцкистско-зиновьевцы" Каменев и Зиновьев обвинят Бухарина, Рыкова и Томского в создании "правого блока". Самое время повысить политическую бдительность, и некий доброхот пишет на Льва Гумилева донос.

Арест следует незамедлительно. Следствие с пристрастием и приговор: виновен в создании "антисоветской организации" и "террористических настроениях по адресу вождей ВКП (б) и советского правительства". Чекистов не проведешь. Раз у тебя дворянское происхождение (от органов это не скроешь), значит ты тайный ненавистник Советской власти.

Ахматова пишет слезное (а как иначе!?) письмо Сталину. Вождь прислушивается в мольбам матери, Гумилева отпускают. Дело об злостном антисоветчике закрыто. Гумилева восстанавливают в университете. Ахматова рада загладить свою вину перед сыном - ее связи и знакомства на этот раз срабатывают.

Песчинка Большого террора

Гумилев усердно учится в университете, постигает глубины гуманитарных наук. Но время диктует свои алгоритмы. В 1938 году его арестовывают вторично. На этот раз историку "шьют" статью о "контрреволюционной пропаганде" - стандартное обвинение для всех, кто подозрителен или ранее был привлекаем. Гумилев получил десять лет лагерей. Ахматова снова "бьет в колокола", но звон уже не тот, и после доследований Гумилеву дают пять лет вместо десяти. Есть чему радоваться.

Труженик Норильскстроя

Сибирь привлекала внимание Льва Гумилева, мы помним, но не в таком же контексте! В качестве "зэка" он оказывается в Норильске, на разработке никелевых рудников. Как бывший "геолог" он ухитряется получить должность геотехника, что облегчает ему жизнь и не дает умереть от лагерной баланды.

Анна Андреевна Ахматова - мать историка
Анна Андреевна Ахматова - мать историка

Свобода нас встретит радостно у входа

Гумилев освободился в 1943 году. Обстановка изменилась. Шла война. Как настоящий патриот и гражданин он в 1944 году отправился добровольцем на фронт и встретил Победу в Берлине. После лагерного сюрреализме Гумилева все радовало в походной жизни: идущая к фигуре шинель; подлинное изобилие пищи; редкие порции водки и, самое главное, "разнообразие впечатлений".

Третий арест или судьба-злодейка

После войны Гумилев вернулся к историческим штудиям, защитил кандидатскую диссертацию про первый тюркский каганат и его политическую историю, устроился работать в ленинградский Институт этнографии, начал заниматься раскопками и с головой погрузился в историю Древнего Востока.

По ночам ему наверно снились норильские пейзажи, но он и думать не думал, что прошлое никуда не делось. В 1949 году Гумилева снова арестовали. Такому как он "прожженному антисоветчику" легко было приклеить новый ярлык. Теперь бдительные органы решили, что помимо "антисоветской пропаганды" Гумилев создал еще и "антисоветскую организацию". (История, кстати, умалчивает, удалось ли чекистам найти ее умозрительные следы.)

Десяточка

Гумилеву снова дали десять лет лагерей. Защищать родного сына было некому - Ахматова сама находилась под жутким ударом: в 1947-м ее исключили из Союза писателей и заклеймили за "декадентство" и "низкопоклонстве перед Западом". Сталин развертывал "борьбу с космополитизмом", и щепки летели по всей стране.

Последний срок Гумилев перенес с большим трудом. В возрасте ближе к 50-ти годам историку и фронтовику пришлось заниматься тяжелым физическим трудом. Состояние здоровья стало резко ухудшаться, особенно досаждали желудок и сердце.

Лев Николаевич Гумилев (1912-1992)
Лев Николаевич Гумилев (1912-1992)

Постскриптум

Лев Николаевич Гумилев вышел на свободу в 1956 году после знаменитого XX съезда КПСС, на котором Никита Хрущев полупублично развенчал "культ личности" Сталина. Больше арестов в его жизни не было. В 1960-1980 годы Советский Союз заметно изменился: ГУЛАГ расформировали, а "охоту на ведьм" заменили политинформацией и мягким надзором КГБ.

Любопытно, что публично Гумилев не вспоминал свое лагерное прошлое в негативном ключе и не критиковал Иосифа Сталина за "бесцельно прожитые годы" вдали от дома и науки. Люди того поколения, к которому принадлежал известный историк, были особенными. Один шутник предлагал делать из них гвозди. Может, и вправду в его словах есть доля истины?

Свои соображения по поводу статьи высказывайте в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы

О неточностях и опечатках сообщайте автору