Найти в Дзене

градо Змеиногорский Спасо-Преображенский собор

Оглавление
Указомъ Святого Синода отъ 17 апрѣля 1900 года за № 2393 Преображенская церковь въ с. Змѣйногорскомъ рудникѣ обращена въ соборную

После выхода статьи - индивидуальный исследовательский проект по истории ученика МБОУ "Барановской общеобразовательной школы" Обыденнова Дмитрия Сергеевича - "Усыпальница священнослужителей Змеиногорского храма". С нами связалась Галина Каверина (Морева). Она разыскивает и собирает исторический материал о жизни церковной династии священнослужителей Дягилевых. Про них мы расскажем в следующей статье. Галина Анатольевна поделилась с нами богатейшим собранным историческим материалом. Она специально выезжает в Государственный Архив Алтайского края для изучения первичных документов. Объединив этот материал с найденной информацией Дмитрием Сергеевичем, получилось описание Змеиногорского собора, которое мы хотим Вам показать. Мы надеемся, что данная тема поможет Вам по-новому взглянуть на наш собор и узнать много нового и интересного. От всей души благодарим Дмитрия Сергеевича и Галину Анатольевну за предоставленный материал, и помощь в изучении истории родного города.

градо Змеиногорский Спасо-Преображенский собор
градо Змеиногорский Спасо-Преображенский собор

Благодаря Галине Анатольевне, мы узнали, что протоиерей Дягилев Петр Александрович был похоронен в ограде собора. А вот протоиерей Корольков Петр Андреевич, отдавший 39 лет служения в Змеиногорском храме не был удостоен этой чести и был похоронен на Змеиногорском кладбище. Возможно он был похоронен со своими близкими. Сегодня Галина Анатольевна сообщила, что священник Попов Вячеслав Степанович был похоронен в церковной ограде. Хотя Вячеслав Степанович прослужил около года в Змеиногорской церкви. Теперь мы знаем двоих, кто мог бы быть похороненным в склепе, который вскрыли в 1979 году на месте строительства Дома Культуры.

ГААК фонд 144 опись 6 ед. хранения 1994. Выписка из метрической книги Спасо - Преображенский церкви за 1912 года. Умер 08 апреля 1912, погребение 12 апреля 1912 года. Потерей Змеиногорского Спасо - Преображенского Собора Пётр Александрович Дягилев 65 лет. От чего умер:от - не указано. Кто исповедовал: священник Николай Николаев. Кто совершил погребение и где погребен. Священники: Всеволод Титов,Николай Дягилев, Фидгой(?) Анофий, Пётр Попов, Александр Пихиеханов(?), Александр Сдобников, Jоанн Пушкарев, Владимир Зудилов, Александр Лебедев, Григорий Петров. Содiаконами:Виталий Дмитриевым, Jоанном Суждомининым(?) и псаламщиками Павлом Анохиным, Пантелеймоном Дягилевым ограда Змеиногорского Спасо - Преображенского Собора.

В этой выписке мы видим детей Петра Александровича: 1. Священник Николай Дягилев – впоследствии ставший следующим протоиереем Змеиногорского собора; 2. Псаломщик Пантелеймон Дягилев – впоследствии священник Николаевской церкви состоящей Змеиногорского уезда Томской епархии в селе Устьянском в 1915 году. Еще два брата Дягилевых так же были священнослужителями.
     Сейчас Галина Анатольевна помогает найти материал из метрических книг по остальным священнослужителям умерших в Змеиногорске.
     Опросив новых очевидцев вскрытия склепа при закладке фундамента ДК, мы получили дополнительную информацию об останках, которую сейчас проверяем. Есть данные, что в этом событии участвовали сотрудники КГБ – 1979 год, культовое захоронение, Власти не знали, что с этим делать. Все было изъято сотрудниками КГБ. Был отправлен запрос в ФСБ о возможно сохранившихся отчетах, документах по этому событию. 
     Также проверяется информация о наличии захоронения человека в мундире. Из всех известных нам лиц, которые могли бы быть захороненными при ограде в склепе, мог быть церковный староста. Бийский купец 2-й гильдии
Николай Николаевич Макаров, с 1887 по 1915 год постоянный церковный староста Змеиногорского храма. На свои деньги построивший Змеиногорскую Церковно-Приходскую школу, имел огромное количество церковных и Государственных наград. 6 мая 1915 года Всемилостивейше награжден званием «Потомственного Почетного Гражданина». Ищем дату смерти для последующей проверки в метрической книге о месте захоронения.
     Старостам церквей в уездных городах и сёлах полагался мундир X класса.
     Мы надеемся, что сообща мы сможем найти имена всех, кто мог быть захороненным в ограде собора и почтить их имена. Изучая эту тему, мы все больше узнаем о жизни Змеиногорска и людях живших в те времена.

КЛИРИКОВАЯ ВЕДОМОСТЬ ОТ ЦЕРКВИ

-2

Спасо-Преображенский собор состоящий Змеиногорского уезда Томской епархии в селе Змеиногорском за 1915 год.

1. Церковь построена в

1817 году тщанием Кабинета Его Величества.

2. Зданием

Каменная с таковою же в одной связи колокольнею, крынка, покрыта железом, кругом обнесена каменною оградою с железными решетками. В северо-западном углу ограды построена каменная сторожка, крытая тесом. В окнах церкви железных решеток нет и никаких запоров не имеется, наружные двери обиты железом.

3. Престолов

Два, во имя Господа Бога и Спасо Нашего Иисуса Христа, в честь главного Его Преображения и в честь Св. Великомученика и целителя Пантелеймона.

4. Утварь

Достаточна, Священнических облачений имеются до 30, диаконских до 20. Потиров серебряных со всеми приборами пять, Евангелий напрестольных в серебряной окладки три, таковых же требных четыре.

Въ церкви имѣется особенно чтимая прихожанами икона Св. Великомученика Пантелеймона, присланная въ благословеніе прихожанамъ Аѳонскимъ Пантелеимоновскимъ монастыремъ.

Томские Епархиальные Ведомости за 1895 год.

Сохранилось описание храма середины 19-ого века: по бокам притвора – пределы, трапезная и место для иконной лавки. В средней части Преображенского храма Змеиногорска висело два паникадила. Одно из паникадил имело двадцать четыре подсвечника – медных и никелированных, другое – тридцать шесть, изготовленных из того же металла. Большее паникадило висело в центре храма, меньшее – ближе к выходу.
     Также имелось очень большое распятие и ещё двенадцать различных икон: Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, святого пророка Ильи, Иоанна преподобного, Преображения Господня, Николая Чудотворца, Великомученика и Целителя Пантелеимона, Смоленской иконы Божией Матери – Одигитрия.
     Иконостас – резной позолоченный, имел иконы в три яруса: в нижнем ярусе образы апостолов Петра и Павла, Архангела Михаила (на южных вратах), Спасителя. На царских вратах икона Благовещения Пресвятой Богородицы, вверху и внизу – образы святых Евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Левее Царских врат икона Преображения Господня, на северных дверях образ Архидьякона Стефана, далее икона Святителя Николая Чудотворца в митре. В среднем ярусе (справа) икона Сретения Господня, Богоявления, Рождества Христова (в центре над Царскими вратами), далее образ Тайной Вечери, а левее её находились иконы Рождества Пресвятой Богородицы, Введения во храм и Успения Божией Матери. В верхнем ярусе иконостаса, справа, иконы: Великомученика Прокопия, святых учителей словенских Кирилла и Мефодия, пророка Ильи, Христа Пантократора (посередине). Слева, в третьем ярусе иконостаса: образы пророка Моисея, святых мучеников Кирика и Улиты и далее красивейшая икона трёх святителей Каподокийских – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Над иконой Христа Пантократора находился образ Бога Саваофа, а на самом верху посеребрённый крест.
     По бокам от иконостаса находились клироса, на них, на правом: очень большая икона Феодосия Черниговского, на левом – святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. По обеим сторонам клиросов хоругви из бронзы, посеребрённые.
     Алтарь и его принадлежности: тут в Преображенском Храме Змеиногорска в середине XIX века, по описанию, была огромная запрестольная икона, разумеется, запрестольный крест – распятие, два походных креста. Семи свечник был изготовлен из бронзы и посеребрён, Двенадцать икон двунадесятых праздников, а также пять икон побольше: Иоанна Богослова, Михаила Архангела, Георгия Победоносца, Воскресения Христова, Покрова Божией Матери. Так как Крестные Ходы были массовыми и часто проводились, то походных фонарей было восемь штук.
     Престол большой, жертвенник кованый металлический, три напрестольных креста – серебряные 84-ой пробы; три чаши для Причастия, два дискоса, шесть тарелей, четыре лжицы, три ковша, три звездицы – всё это было средних размеров, изготовлено из серебра 84-ой пробы. Кроме этого, большим размером, изготовленные из серебра: дискос, потир, звездица, ковш, четыре тарели и две лжицы. Четыре напрестольных евангелия в серебряной оправе. Всё это огромное благолепие жертвовалось горными инженерами персонально.
     Подсвечников семнадцать штук, из них три серебряные, остальные посеребренные. Кадило четыре штуки. Из серебра были изготовлены также и дикирий, трикирий, дароносица, дарохранительница. В алтаре имелись большой резной шкаф для риз, дубовый резной комод и стол, тумба, гробница с плащаницей со светло-позолоченной резьбой и стеклянной крышкой – две штуки.
     Имелись в храме пожертвованные Персидские ковры – семь штук.
     На колокольне находились замечательные колокола, звон от которых старые жители современного города Змеиногорска помнят до сих пор.

5. По штату при ней положено:

Один протоиерей, два священника, один диакон и три псаломщика.

6. Жалование положено:

Двум штатам от казны 1 050 рублей в год.

7. Кружечных доходов

За 1915 год получено 7 563 руб. 15 коп.

8. Другие источники содержания членов притча и количество поступающего от них дохода:

% от причтоваго капитала в 5 162руб. 83к. = 202 руб. в год.

9. Земля при церкви состоит:

Усадебной вместе с погостом церковным пахотной сенокосной 198 десят. квадр. саж, в расстоянии 6 верст от церкви. Всего 198 десят. квадр. сажен. План на причтовую землю имеется.

10. Качество церковной земли:

Среднее.

11. Средний доход ею приносимый:

Один рубль с десятины.

12. Дома для священно и церковнослужителей

На церковной усадебной земле построены тщанием -//- в году и составляют собственность причтовых домов нет. Другие здания принадлежащия церкви: Кроме сторожки устроенной внутри церковной ограды и церковно-приходской школы нет.

13. Состояние домов:

-//-

14. Расстоянием сим церковь от

Консистории в 941 верстах, от местного благочинного в благочинный настоятель собора в верстах, от уездного города в уездном городе в верстах от в верстах; Почтовый адрес церкви: Змеиногорск.

15. Ближайшая к сей церкви:

Николаевская в с.Корбалишенском в 20 верстах Иннокентиеевская в с.Плоском в 30 верстах, Покровская в селе Саввушинском в 22 верстах, Воскресенская в с.Колыванском в 33 верстах.

16. Приписанных к сей церкви церквей

Нет, часовен одна деревянная часовня в селе Змеиногорском.

Въ селѣ Змѣиногорскомъ деревянная, построена обывателями Змѣиногорской волости, въ память мученической кончины Государя Императора Александра Николаевича. Въ сей часовнѣ въ Высокоторжественные дни отправляется молебствіе, а 19 февраля и 1 марта панихиды.

Томские Епархиальные Вести за 1891 год.

Часовня находилась возле современного магазина «Хозяюшка» ул. Ленина д.15, возле Ильинской шахты и сельской школы.

Волостное правление - здание "Бергамт", часовня и сельская школа - место возле магазина "Хозяюшка"
Волостное правление - здание "Бергамт", часовня и сельская школа - место возле магазина "Хозяюшка"

Есть упоминание и про подземную часовню:

Въ то время, когда работы производились отъ Кабинета, здѣсь на глубинѣ 10 сажень отъ поверхности земли была устроена въ нѣдрахъ земли небольшая часовня, обставленная иконами, въ которую въ извѣстные часы и собирались рабочіе для молитвы. Теперь помѣщеніе часовни осталось, но иконы переданы въ мѣстную церковь.

Томские Епархиальные Ведомости за 1907 год. Поѣздка Преосвященнаго Иннокентія, Епископа Бійскаго, Викарія Томской епархіи, для обозрѣнія церквей благочинія № 26 и др.

17. Домов кладбишных и молитвенных домов, к сей церкви приписанных в деревне

Баранниковой находящейся в 10 верстах от с.Змеиногорского один молитвенный дом.

18. Опись церковного имущества заведена

С 1857 года, хранится в целости поверена в году.

19. Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной

За шнуром и печатию, из Консистории даны 20 ноября 1914 года, ведется исправно хранятся в целости.
     Ранее свечи в Змеиногорский храм поставлял купец Митин, в 1902 году был расторгнут с ним договор, в связи с открытием в Змеиногорске Епархиального свечного склада №1 при храме.

Отъ Комитета по управленію Епархіальнымъ Свѣчнымъ Заводомъ.
     Къ свѣдѣнію духовенства Змйѣногорскаго уѣзда, Томской епархіи.
     Въ городѣ Змѣиногорскѣ, съ благословенія Его Преосвященства, Преосвященнѣйшаго Макарія, Епископа Томскаго и Барнаульскаго открытъ Епархіальный свѣчной складъ для продажи церковно-восковыхъ свѣчъ производства Епархіальнаго завода, ладана и деревяннаго масла.
     Сообщая о семъ къ свѣдѣнію духовенства Змѣйногорскаго уѣзда, Комитетъ по управленію Епарх. свѣчн. заводомъ проситъ о.о. настоятелей объявить церковнымъ старостамъ, чтобы они съ требованіемъ на свѣчи, ладонъ и деревянное масло обращались къ завѣдующему складомъ священнику о. Порфирію Протасову, а не въ свѣчной заводъ Минина въ Змѣиногорскѣ, съ которымъ Епархіальный заводъ условіе по доставкѣ свѣчъ для церквей Змѣйногорскаго уѣзда прекратилъ.
     Епархіальный свѣчной складъ помѣщается при Змѣиногорской Преображенской церкви. Завѣдующему Змѣиногорскимъ складомъ, какъ и въ другихъ складахъ, разрѣшено продавать свѣчи не только для церквей—церковнымъ старостамъ, но и частнымъ лицамъ по порученію прихожанъ, но не менѣе полупуда.
     Въ складѣ также производится и покупка желтаго воска за наличный разсчетъ 
     Отъ Комитета по управленію Епархіальнымъ свѣчнымъ заводомъ.
Объ открытіи въ г. Змѣиногорскѣ епархіальнаго, свѣчного склада. № 1.

Томские Епархиальные Ведомости за 1902 год.

20. Копии с метрических книг хранятся в целостности

С 1802 года.

21. В обыскной книге

Выданной в 1914 году, июня 9 дня, за шнуром и печатию, 75 писанных листов, 125 не писанных.

22. Исповедныя росписи

Находятся в целости с 1810 года.

23. Книги

До церковнаго круга подлежащия имеются все в церковной библиотеке находятся книги для чтения предназначенных 1 395 томов.

Церковныя библіотеки имѣются при слѣдующихъ церквахъ моего вѣдѣнія: при Змѣиногорской Преображенской, ... при первыхъ шести церквахъ библіотеки довольно порядочныя, а при восьми послѣднихъ скудныя, но ежегодно пополняемыя. Всего при церквахъ моего вѣдѣнія состоитъ 14 библіотекъ.
     Благочинный священникъ Петръ Дягилевъ.

Томские Епархиальные Ведомости за 1892 год.

24. Церковные деньги

В целости за ключом старосты и печатию церковною. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях 32 544 руб. 38 коп., а билеты находятся в целости хранятся по распискам расчетным и книжкам сберегательных касс в Семипатинском и Томском Государственных банках и Змеиногорском казначействе.

25. Имеющияся в приходе школы

В с.Змеиногорском 2-х классная М.Н.П. учащихся в ней 170 мальчиков 131 девочек, одноклассная учащихся в ней 72 мальчика 43 девочек, Приютская М.В.Ф. учащихся в ней мальчиков 6 девочек 4, церковно-приходских школ 1-я в Змеиногорском учащихся в ней 76 мальчиков 49 девочек, 2-я в д.Гальцовки учащихся в ней 33 мальчика 10 девочек, 3-я в с.Петровском учащихся в ней 20 мальчиков 15 девочек, 4-я в с.Карамышевском учащихся в ней 30 мальчиков 13 девочек, 5-я в д.Черепановки учащихся в ней 41 мальчик 32 девочки.
     Церковня школа помещается в доме собственном на содержании ея отпускается от Змеиногорского сельскаго общества 200 руб. и отделения училищнаго совета 840 руб., а всего 1040 рубл. В сем году в ней обучается 76 мальчиков 49 девочек.

Церковно-приходская школа помѣщается въ собственномъ зданіи, построенномъ Бійскимъ купцомъ Николаемъ Макаровымъ. Въ ней обучалось 46 мальчиковъ и 36 дѣвочекъ; изъ нихъ окончило курсъ со свидѣтельствомъ на льготу 4 мальчика и со свидѣтельствомъ объ окончанія курса 6 дѣвочекъ. Школа содержится на средства общества попеченія о начальномъ образованіи въ с. Змѣйногорскомъ, съ пособіемъ отъ Епархіальнаго Училищнаго Совѣта.

Томские Епархиальные Ведомости за 1904 год.

26. При церкви состоит старостою церковным

Потомственный почетный Гражданин Н.Н.Макаров который должность свою проходит с 1887 года.

27. Преосвященный в последний раз посетил приход в

1911 году 11 июля.

Обозрение этой поездки найти не получилось. Но есть обозрение за 1907 год. В котором содержится много интересной информации об истории Змеиногорска.

Поѣздка Пвеосвящеанаго Иннокентія, Епископа Бійскаго, Викаіня Томской епархіи, да обозрѣнія церквей благочинія № 26 и др

Архиепископ Бийский и Алтайский (до 1922 — епископ) Иннокентий (Соколов)
Архиепископ Бийский и Алтайский (до 1922 — епископ) Иннокентий (Соколов)

Змѣиногорскъ. Мѣстопребываніе Благочиннаго № 26, Протоіерея о. Петра Дягилева. Ночлегъ на 31-е мая и 1-е іюня. Змѣиногорскъ, получившій названіе отъ „Змѣиной горы“, на которой расположенъ, былъ нѣкогда соперникомъ Барнаула по количеству населенія и важности промысловъ. Въ 1895 году изъ Бійской округи выдѣлены пятнадцать волостей въ особую административную округу, и центромъ ея административнаго управленія сдѣланъ Змѣиногорскъ. Число жителей Змѣиногорска доходитъ до десяти тысячъ душъ. Въ 1886 году населеніе ходатайствовало о введеніи въ с. Змѣиногорскомъ городового общественнаго управленія и принимало на себя обязанность отбывать всѣ денежныя и натуральныя повинности, сопряженныя съ преобразованіемъ села въ городъ, но ходатайство это по разнымъ причинамъ было отложено.
     Несомнѣнно однако, что село Змѣиногорскъ будетъ возведено на степень города въ самомъ недалекомъ будущемъ. Церковь, единственная въ такомъ большомъ селеніи—каменная, построенная въ 1817 году, въ которой и совершено нами наканунѣ праздника Вознесенія Господня всенощное бдѣніе, а на утро божественная литургія, въ сослуженіи о. Благочиннаго и двухъ священниковъ, при чемъ рукоположенъ во іерея наблюдатель церковно-приходскихъ школъ Змѣйногорскаго уѣзда, діаконъ Петръ Пановъ. Слово сказано на тему о поклоненіи Богу духомъ и истиною. Церковь не могла вмѣстить и половины молящихся, что свидѣтельствуетъ, конечно, о крайней необходимости въ построеніи другой церкви, хотя-бы и деревянной. По возвращеніи изъ храма вошелъ къ намъ съ прошеніемъ о принятіи Св. крещенія киргизъ Семипалатинскаго уѣзда, Бѣльатачской волости, Темергешъ Тюлебаевъ, 23 лѣтъ, холостой, проживающій съ дѣтства въ Змѣиногорскѣ въ услуженіи у разныхъ лицъ православнаго исповѣданія; поведенія одобрительнаго. Поручено нами о. Прот. Дягилеву, по надлежащемъ оглашеніи, нросвѣтить Тюлебаева Св. крещеніемъ. Въ тотъ же день посѣщенъ пами загородный дѣтскій пріютъ, устроенный на средства мѣстныхъ благотворителей для призрѣнія небольшаго числа круглыхъ сиротъ, мальчиковъ и дѣвочекъ, наблюденіе надъ которыми находится въ рукахъ вполнѣ благонадежныхъ лицъ женскаго пола. А на другой день узнали мы о существованіи въ Змѣиногорскѣ зачатка женской монашеской общины. Такъ, въ одномъ приличномъ домикѣ, подъ руководствомъ нѣкой благочестивой старицы, живутъ пять сестеръ изъ разныхъ семействъ, ходятъ въ черной одеждѣ, исполняютъ монастырскія правила и вообще готовятся къ иноческой жизни. Сестры совѣтовались съ нами объ открытіи у нихъ форменной монастырской общины, каковому намѣренію ихъ жители Змѣиногорска весьма сочувствуютъ. Предложено нами просительницамъ обратиться по настоящему вопросу къ Епархіальной власти. Это, такъ сказать, свѣтлыя стороны жизни Змѣиногорцевъ, но есть и темныя. Такъ, въ 1905 году, въ январѣ мѣсяцѣ, во время ярмарки, происходилъ здѣсь разгромъ винной лавки казенной, квартиры исправника и трехъ лучшихъ купеческихъ магазиновъ, причемъ понесено пострадавшими убытковъ на 400 тысячъ р. Были убитые со стороны солдатъ, призванныхъ для подавленія бунта, и—народа. Кромѣ того, страшно развито здѣсь конокрадство, каковымъ преимущественно занимаются сосѣдніе киргизы.
     Въ былое время Змѣиногорскъ славится какъ лучшій серебряный рудникъ, изъ котораго добыто масса серебра и отчасти золота. Большинство алтайскихъ рудниковъ, въ томъ числѣ и Змѣиногорскаго, открыто въ мѣстностяхъ нахожденія неглубокихъ выработокъ на выходахъ рудоносныхъ жилъ, которыя производились доисторическимъ народомъ, называемымъ Чудью, не знавшимъ желѣза и водоотливныхъ устройствъ, а потому и не имѣвшимъ возможности вести работы па значительной глубинѣ и болѣе или менѣе систематично. Глубокая древность возникновенія горнаго промысла на Алтаѣ доказывается тѣмъ, что Чуди не было извѣстію употребленіе желѣза, и всѣ работы ими производились посредствомъ мѣдныхъ и каменныхъ инструментовъ. Инструменты эти не были пригодны для разработки мѣсторожденій въ твердыхъ породахъ, а потому прежнія горныя работы, производившіяся почти по всему Алтайскому округу, найдены были въ позднѣйшее время лишь въ мѣстахъ, гдѣ руда добывалась болѣе или менѣе легко. Чуди, какъ оказывается, извѣстно было также и употребленіе рудничныхъ крѣпленій. Это доказывается тѣмъ, что въ Золотоушинскимъ рудникѣ, при прохожденіи одного квершлага, на 17-саж. глубинѣ, встрѣчена была старая обвалившаяся крѣпь; здѣсь также найдены были двѣ мѣдныя кайлы и нѣсколько лошадиныхъ зубовъ. Кайлы эти нѣсколько походятъ на нынѣ употребляемыя и отличаются отъ послѣднихъ тѣмъ, что имѣютъ круглую форму и заканчиваются на подобіе выгнутаго долота. Мѣдь, изъ которой онѣ сдѣланы, совершенно чистая и только часть ихъ, особенно въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ вставлялась ручка, отъ времени превратилась въ мѣдную зелень и красную мѣдную руду. Такія же кайлы найдены были и въ Змѣиногорскомъ рудникѣ вмѣстѣ съ каменными молотками. Тамъ же былъ найденъ, по словамъ старожиловъ, цѣлый остовъ задавленнаго горными выработками человѣка съ инструментами и кожанымъ мѣшкомъ, наполненнымъ охрами, а по другой варіаціи золотомъ .Змѣиногорскъ извѣстенъ, между прочимъ, и тѣмъ, что здѣсь впервые примѣнены были скромнымъ техникомъ прошлаго столѣтія, Фроловымъ, водяныя колеса для выкачиванія изъ рудниковъ воды, вслѣдствіе чего явилась возможность работать въ рудникахъ, затопленныхъ на значительной глубинѣ.
     Того же 1-го іюня осматривали, при содѣйствіи г, Управляющаго и его помощника, заводъ, открытый въ 1726 году. Процессъ добыванія золота слѣдующій. Сначала взрываютъ динамитомъ золотоносную часть скалы (при насъ происходилъ такой взрывъ), за тѣмъ отпавшіе камни привозятъ на заводъ. Здѣсь происходитъ толченіе ихъ. Потомъ: амальгамированіе (соединеніе съ ртутью), концентрація песковъ, выщелачиваніе ихъ въ ціанистомъ кале, фильтрація растворовъ, осажденіе золота въ цинковыхъ ящикахъ и, наконецъ, отдѣленіе золота отъ цинка въ печкѣ. Ходили мы и въ шахты горизонтальные, съ фонарями. Въ то время, когда работы производились отъ Кабинета, здѣсь на глубинѣ 10 сажень отъ поверхности земли была устроена въ нѣдрахъ земли небольшая часовня, обставленная иконами, въ которую въ извѣстные часы и собирались рабочіе для молитвы. Теперь помѣщеніе часовни осталось, но иконы переданы въ мѣстную церковь.—Были, наконецъ и въ химической лабораторіи, гдѣ видѣли вѣсы на столько чувствительные, что полетъ вблизи ихъ мухи уже приводитъ ихъ въ колебаніе. На этихъ вѣсахъ можно опредѣлить тяжесть даже 20-й части лоскуточка тоненькой бумажки, величиною въ серебряный пятачекъ. —Что касается количества добываемаго на рудникѣ золота то нужно имѣть въ виду то, что доселѣ здѣсь добывалось одно только серебро. Въ настоящее время добыча серебра оставлена и приступлено къ разработкѣ золотоносныхъ рудъ. Но въ этомъ дѣлѣ производятся только опытныя работы, на которыхъ участвуютъ не болѣе 12 человѣкъ, при чемъ добывается золота въ годъ 2 пуда. При большемъ количествѣ рабочихъ % добываемаго золота, конечно, пропорціонально увеличится. Главное: всѣ машины усовершенствованныя и процессъ разработки золотоносной руды самый новѣйшій: послѣднее слово науки. Но воть бѣда; главная золотоносная жила въ Змѣиногорскомъ рудникѣ нынѣ потеряна. Она прервалась, или, выражаясь точнѣе, передвинулась отъ бывшаго можетъ быть здѣсь когда-то землетрясенія, весьма сильнаго. И найти эту драгоцѣннѣйшую жилу—составляетъ главную задачу рудника. Но увѣнчаются-ли когда нибудь успѣхомъ эти розыски— это вопросъ!

Мы продолжаем изучать Спасо-Преображенский собор, его служителей, место захоронение в ограде собора. Возможно, в ваших семейных архивах сохранились фотографии храма и места захоронения, воспоминания ваших бабушек и дедушек, они смогут помочь в поиске ответов на поставленные вопросы.
     Спасибо Вам всем за помощь в поисках исторических событий.