Создание предыстории к хоррору «X», которая бы повествовала о молодых годах небезобидной старушки Пэрл (загримированная до неузнаваемости Миа Гот), изначально не было в планах у Тая Уэста. Идея отдельного фильма о Пэрл родилась после долгих обсуждений режиссера с Гот ее персонажа во время двухнедельного карантина после прибытия в Новую Зеландию, где должны были состояться съемки «Х». Написанный в короткий срок сценарий очень понравился студии А24 – так и была запущена в производство целая хоррор-вселенная (впереди еще третий фильм). Поэтому новую картину Уэста можно назвать бенефисом Мии Гот, и эта молодая актриса прекрасно справилась с возложенной на нее задачей (чего только стоит пятиминутный оскаровский монолог на кухне одним дублем).
Как и предыдущий фильм, «Пэрл» начинается с кадра из амбара, из которого медленно выплывает камера, демонстрируя уже знакомую локацию. Только на этот раз техасская ферма выглядит гораздо приветливее – насыщенная цветовая палитра техниколоровских мелодрам 1950-х делает свое дело. Такая стилистика выбрана не просто так, ведь «Пэрл» – это, в первую очередь, трагичная история о несбывшихся мечтах молодой девушки. И главную роль в трагедии Пэрл сыграет вовсе не строгая мать-немка, а кинематограф.
Разрушающая магия кино
Осторожно, далее в тексте спойлеры!
Знакомство с молодой Пэрл мы начинаем со сцены перед зеркалом, в отражении которого девушка представляет себя в образе танцовщицы, выступающей на сцене. Как позже выясняется, Пэрл мечтает не просто танцевать, а сниматься в кино. Собственно, редкие походы в кинотеатр для героини – это единственный способ на время забыть об обязанностях на ферме и сбежать от строгой матери. Во время одного из таких походов Пэрл знакомится с киномехаником (Дэвид Коренсвет), чье имя мы так и не узнаем, и вот почему. В оригинале он представляется как Projectionist, что от слова «projection», то есть «проекция» – так как персонаж Коренсвета олицетворяет все то, о чем давно мечтает Пэрл. Он выглядит как настоящая кинозвезда, хочет связать свою жизнь с кино, одним из первых снимая п*рно как во Франции (что не так уж далеко от откровенного французского канкана, полюбившегося героине), но, что более важно, абсолютно свободен. Поэтому неудивительно, что Пэрл в один момент начинает видеть в киномеханике свой счастливый и единственный билет на волю. Вспомните, какую вещь он дарит Пэрл при первом знакомстве – кадр пленки из ее любимого фильма. Но эти мечты почти сразу развеются – пленку унесет ветром – ведь у девушки есть муж, а также парализованный отец, за которым надо ухаживать.
В поисках утерянной пленки героиня забегает на кукурузное поле, где встречает изящно одетое пугало. Далее мы можем наблюдать, как Пэрл проецирует свои фантазии на по сути неживое воплощение киномеханика (что одновременно и слом заезженного хоррор-тропа, и отсылка к «Волшебнику в стране Оз»). Эти фантазии с развитием конфликта с матерью Пэрл перерастают в нездоровую одержимость, отпугивая и без того смущенного поведением девушки киномеханика. Понимая, что ее проекции не суждено сбыться, Пэрл убивает молодого человека с особой жестокостью. Так, уже в обоих фильмах главные героини платят кровавую цену за свои мечты сниматься в кино. Вероятно, в третьей картине, посвященной Максин и ее карьере в Голливуде, нас ожидает то же самое.
Ну а в финале перед нами предстает жуткая картина, как вся семья «собирается» за обеденным столом, что служит прямым воплощением центрального образа всего фильма – некогда румяного поросенка, теперь уже изъеденного червями.
«Три кита» кинематографа
Впрочем, киномеханик – не единственный человек, на которого Пэрл проецирует свои фантазии, тем самым перекладывая ответственность за свою судьбу на другого, такой же является и фигура ее мужа Говарда. Она ожидала, что тот заберет ее с ненавистной фермы, но вместо этого Говард ушел на войну. И все же «Пэрл» не была бы полноценной частью киновселенной, начавшейся с «Х», если бы не освещала и другие важные для жанра хоррора и кинематографа в целом темы – насилия и с*кса.
Пэрл и Максин очень похожи – у обеих властные родители, не дающие девушкам идти своим путем. Но если Максин в конце концов сбегает от религиозного отца и начинает сниматься в п*рно, то Пэрл этого не удается – как из-за описанной выше проблемы, так и по причине отсутствия пресловутого Х-фактора. Как раз наличие последнего у Максин вызовет глубокое чувство зависти у пожилой Пэрл к молодой девушке и приведет к последующей череде убийств. Собственно, новый фильм и демонстрирует, как с позиции силы или при помощи насилия Пэрл привыкает добиваться своего. Как, например, в сцене, где голая Пэрл принимает ванну перед своим парализованным (считай, беспомощным) отцом, или в сцене с таким же пассивным пугалом, которое героиня оседлает. Именно так с*кс, насилие и развлечение – «три кита», на которых держится кинематограф – в очередной раз объединяются у Тая Уэста в одном месте.
***
Дорогие читатели, если Вы хотите, чтобы эту публикацию увидело больше людей, поставьте ей лайк. А также не забудьте подписаться на канал или читайте меня в Телеграме. Спасибо!