Сегодня, говоря об образовании в любом ключе, чаще всего касаются именно этой темы. В итоге понятие мотивации становится привычным, и, к сожалению, его значение почти стирается. Не будем углубляться в теорию видов мотивации, но хотим сделать небольшую сессию постов с советами, как ее вызывать и поддерживать у своих учеников. Сегодня речь пойдет о взрослых.
Если вы работаете со взрослыми учениками, то обязательно попытайтесь выяснить все их интересы и психологические особенности как можно скорее. Согласны, совет очевидный, а вы ему следуете?
Опыт нашего учебного центра показывает, что это, казалось бы, общее место настолько общее, что для многих остается практически незамеченным. Некоторые преподаватели с удивлением узнают о таком подходе и недоумевают, как это можно сделать. Вот несколько вариантов.
Прямой вопрос
Это, конечно, наименее эффективный способ, что бы там ни говорили различного рода книжки по психологии. Во-первых, далеко не все люди привыкли к саморефлексии. Во-вторых, даже те, кто умеют это делать, не всегда готовы поделиться с вами информацией. Ну и далеко не факт, что люди в принципе хорошо и много о себе знают, даже если речь и идет о взрослых 🙂
Тем не менее прямые вопросы не стоит сбрасывать со счетов, и нет ничего плохого в том, чтобы на одном из первых занятий выяснить, кто что любит делать, о чем любит поболтать, куда ездит, о чем мечтает, что делает на выходных и в отпуске.
Ответы на такие вопросы дадут вам где-то 40% понимания ситуации. А зная хотя бы самые основные интересы человека, уже легче предложить ему тему для заданий. Например, тот, кто любит кататься на горных лыжах, скорее всего, с удовольствием опишет вам свой уикенд на горном склоне. А вот тому, кто предпочитает или вынужден проводить время дома в уединении, лучше подобрать что-то иное.
Важно: никогда не давите на человека и не заставляйте его отвечать на вопрос, который, возможно, ему неприятен. У нас в центре был случай, когда носитель языка, чувствующий неловкость на первых уроках, бомбордировал учеников вопросами и, «терпеливо» скрестив руки на груди, ждал, пока они что-нибудь да ответят. Но не все вопросы будут вызывать одинаково позитивную реакцию. Кто-то, возможно, не хочет говорить о семье, кто-то до сих пор переживает смерть домашнего животного, а кому-то в радость поговорить на любую тему, без табу. Все это нужно учитывать и быстро адаптироваться к настроению учеников.
Наблюдение
Да-да, прямо как в учебниках по методам сбора информации! Старайтесь наблюдать, какую реакцию вызывают ваши различные задания, при каких обстоятельствах студенту становится скучно, а его рука тянется к мобильному телефону.
Однако этот метод не стоит переоценивать, так как трактовок того или иного поведения может быть множество, ведь у студента в этот день мог просто болеть живот и дело было совсем не в вашем упражнении.
Провоцирующие задания
Интересы — это очень важный, но не единственный фактор, повышающий мотивацию. Кроме этого, нужно понять и психологические особенности студента, а именно его желание работать в команде, наличие соревновательного духа, умение работать в парах, склонность к самостоятельной работе и т.д.
Разного рода задания раскрывают нам учеников с разных сторон. «Провоцирующие» в данном случае означает именно это, то есть они провоцируют ученика раскрыться и показать свое отношение. На первых этапах лучше пробовать вводить разного рода задания постепенно. В первую очередь это касается игр, которые и будут нашим следующим пунктом.
Игры
Их мы выделяем отдельно, поскольку даже от того, назовете ли вы упражнение игрой или упражнением, уже много зависит. Очень часто взрослые люди считают, что игры — это что-то исключительно для детей, им не хочется выглядеть смешными, принимать участие в чем-то несерьезном. А вот упражнение —это все-таки ближе к образовательному процессу. В то же время игры призваны увлекать, человек забывает о том, что вокруг, и концентрируется на игре, а значит, демонстрирует свои истинные чувства и интересы.