Что это за конь такой?
В народной славянской традиции конь — одно из наиболее мифологизированных животных, связанное одновременно с культом солнца, плодородия и смертью. Он играл важную роль в календарных, свадебных и погребальных обрядах. Причиной этому стало мифологическое представление славян-язычников о том, что Солнце, источник всего живого и защитник от темных сил, является божественным конем, днем бегущим по небосводу, а вечером спускающимся в подземное царство мертвых.
В славянских курганах очень часто встречаются привески-амулеты в виде конька с солнечными знаками — кружковым орнаментом.
Археологические данные подтверждают, что конь был главным жертвенным животным на похоронах, проводником в загробный мир.
В общеславянской традиции конский череп использовался в качестве оберега скота, пчел, огорода. Повсеместно он применялся в качестве строительной жертвы — закапывался под фундамент строящегося здания. Как оберег его вешали на ограждение дома.
Как олицетворение солнечного божества изображение конской головы помещалось с наружной стороны избы на самом высоком месте крыши. Главная балка двускатной крыши, к которой подвешивался котел семейного очага, носила название «конек»; наружный ее конец обрабатывался в виде конской головы. Первоначально к крышам крепились настоящие конские головы и черепа, которые в дальнейшем стали заменяться деревянными изображениями.
Неудивительно, что в славянском фольклоре часто упоминаются лошади, и Сивка-бурка, преданный друг и помощник Иванушки - один из них. С его помощью тот преодолевает все невзгоды и оказывается «не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом». Сивка-бурка — животное волшебное (обратите внимание на его описание: «одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»); разговаривает с Иванушкой человеческим голосом; имеет прозвище «вещая каурка» (вещий — то есть предвидящий, предсказывающий будущее).
Сивка-Бурка из сказки имеет нереальный окрас. То есть все масти смешаны, чего в природе в принципе быть не может. В одно и то же время лошадь ни при каких обстоятельствах не может быть сивой, бурой, да еще и каурой.
Сивый - это седой, серый. Нередко данное слово употребляют в контексте определения возраста. Что касается лошадей, то у них сивая масть – это вороные кони (черные) с проседью. Других цветов в таком окрасе нет.
Бурый – коричневая шерсть с рыжиной. Именно потому медведя называют бурым, а корову – Буренка.
Каурая или «дикая» (в некоторых случаях используется и такое определение) масть имеет некоторые вариации. Лошадь может иметь цвет как красно-рыжий, так и рыже-коричневый.
Но это же волшебный конь! Путешествия Ивана из правого в левое ухо Сивки-бурки сопровождаются яркими переменами во внешности: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!», а в обратную сторону — «по-прежнему Иванушкой-дурачком».
Если рассматривать превращения Ивана в фольклорной традиции, то правое ухо волшебного коня — это вход и выход в земной мир, а левое — вход и выход в волшебный мир. Путешествие из правого уха налево приводит героя сказки в волшебное состояние и в волшебный мир; из левого же уха направо — возвращает к привычной жизни.