В 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию о восстановлении дипломатических отношений, прерванных войной 1945 г. Однако страны находились по разные стороны баррикад в начавшейся Холодной войне. В такой ситуации важным каналом связи стала народная дипломатия на уровне городов и регионов. В обеих странах появились Общества дружбы "СССР — Япония", которые и отвечали за налаживание контактов. В СССР одним из наиболее активных филиалов Общества стал Иркутский, а в Японии — в префектуре Исикава. Неудивительно, что между ними завязались самые крепкие узы.
В 1960-х председателем Общества в преф. Исикава был мэр небольшого городка Нэагари Сигэки Мори (1910–1989). Он был призван в армию в 1937 году и прошёл всю войну с Китаем, США и союзниками вплоть до капитуляции в 1945 году, а после стал ярым пацифистом и сторонником дружбы с Советским Союзом.
Сначала он приложил все усилия для заключения договора о дружбе между двумя регионами, затем между их столицами — Иркутском и Канадзавой, и, наконец, 29 сентября 1976 года, между своим родным Нэагари и Шелеховом (порядок вполне японский).
Самое большое значение Сигэки Мори придавал обмену делегациями: профессиональными, спортивными, культурными и особенно детскими. С 1982 года из Нэагари каждое лето стали приезжать школьники, которые жили здесь в пионерских лагерях. Однако первая детская делегация из СССР смогла отправиться в Нэагари лишь в 1988 году: в Японии не было лагерей, поэтому для приёма детей пришлось построить специальный Дом молодёжи.
В тот год Сигэки Мори уже лежал, прикованный к больничной койке смертельной болезнью. Больше всего он переживал за то, чтобы дело его жизни не прервалось с его смертью. И тогда он принял очень мудрое решение: он попросил захоронить часть его праха в Шелехове, чтобы, пока там существует его могила, его потомки (и вообще японцы) не переставали её посещать.
Его сын, Ёсиро Мори, стал известным японским политиком, депутатом Парламента, а в 2000-2001 гг. был даже премьер-министром Японии. Он часто бывает в России и в каждый свой приезд обязательно посещает могилу отца, а недавно и сам высказал пожелание быть похороненным рядом.
Если записать имя Сигэки Мори по-японски — 森茂喜, то получится что-то вроде "Лес густо растёт и приносит радость". Я, будучи из Шелехова, определённо живу в лесу, высаженном Сигэки Мори.