На любом предприятии есть сотрудники и коллеги, которые не могут спокойно жить, не подставив ближнего. Скучно, наверно. В одном учреждении начальник отдела закупок устроил целые разборки, только потому, что сотрудник в тексте письма написал слово «министерство» с большой буквы. Полетели служебные записки о «безграмотности», начались обсуждения и консилиумы о том, как же писать то слово надо.
В муниципальном учреждении (далее МУ) в котором «выпало счастье» работать нет электронной почты ни у кого, кроме центральной, заведенной просто на Яндексе (ой, а слово «Яндекс» надо было с большой, или с маленькой буквы написать). При наличии сайта, нет домена под какую-то внутреннюю почту. Служебные записки, по каким-то вопросам, писать не принято, все обсуждается на словах. Директор тоже дает распоряжения на словах. Произошло несколько показательных случаев, из которых явно видно, что при желании можно будет раздуть большого слона из маленькой мухи. При своей практике уже выработалась автоматическая привычка, что все важные вопросы надо решать в письменном виде.
МУ обсчитывает бухгалтерия районной администрации, своего бухгалтера нет. Копии документов передают бухгалтерам нарочно с водителем, при том, что есть электронная почта у них. Почему бы сканы не пересылать? Нет, так не принято. А принято вместо скана по электронке в редких случаях по мессенджеру WhatsApp. Бухгалтеры тоже по WhatsApp-у все шлют кадровику или секретарю. Бухгалтерия может принимать какие-то решения, МУ под эти решения должны делать приказы, но письменных обоснований не получает.
Пример №1. Распоряжением главы администрации директору МУ повысили оклад. Только директору. Директор сказал кадровику, что заместителю надо тоже повысить. На основании чего? Распоряжение ведь только касалось директора. Бухгалтерия махнула рукой – «повысить на основании статьи 136 ТК РФ». Всё. Со стороны это действие выглядит, будто директор самовольно повысил заму оклад, ничем не руководствуясь. Потому что не раз был разговор о том, что директор в плане окладов и оплаты не может принимать решений, все исходит от администрации. Но как это исходило? На словах? Слова к делу не приобщить, а далее неизвестно какие последствия будут.
Пример №2. Бухгалтерия провела внутри у себя совещание, на котором решили, что сроки выплаты зарплаты необходимо сдвинуть на 2 дня, мотивируя новой отчетностью. Кадровику МУ позвонили и сказали, что ему необходимо провести кадровые мероприятия: сделать приказ по МУ об изменении сроков выплаты, уведомить всех работников, сделать дополнительные соглашения всем работникам. Кадровик опять задал вопрос: «На основании чего? Будет ли от бухгалтерии какое-то письмо, протокол совещания, экономическое обоснование этого мероприятия?». Бухгалтерия снова кадровика послали в статью 136 ТК РФ. Всё. И что, опять директор сам, без оснований решил поменять всему МУ сроки выплаты зарплаты? Со стороны так и получается.
Пример №3. Сам директор тоже хорош. Многие распоряжения он забывает раздать даже устно. Например, в последний момент кадровик узнал, что штатное расписание нужно поменять в части количества ставок, потому что этого требовала бухгалтерия. Кадровик был принят на срочный трудовой договор и решил еще посидеть. Написал заявление о продлении срока, где указал установить ему испытательный срок. Да, с умыслом, чтобы уволиться в 3 дня, при наличии проблем, а проблемы уже вырисовываются. Директор сказал: - «не пиши, не надо, перепиши заявление». И так каждый раз: - «служебную записку не надо писать, заявление надо переписать», то есть никакой бумажкой никто себя в МУ обезопасить не может.
И никто не может быть уверен, что проблема не прилетит внезапно и никто не может знать откуда ожидать неприятностей.