Всегда после ужина наступало личное время, которое курсанты могли использовать по своему усмотрению. В это время можно было читать книги, писать письма домой, заниматься спортом, а также играть в различные игры, например, шахматы, шашки, нарды и так далее. Конечно, нужно было подготовиться к следующему дню. Во-первых, нужно было привести свою форму одежды в порядок. Например, нужно было подшить подворотничок, а также, кому-то из курсантов нужно было что-то зашить, пришить пуговицы, постирать, просушить, погладить. Во-вторых, если кто-то не успел что-то доделать из домашнего задания, то можно было для этого использовать свое личное время. Я всегда старался успевать делать все днем, чтобы вечер у меня был свободен. Поэтому, если я не был чем-то занят, то мог играть с кем-нибудь из товарищей в шашки и в шахматы.
В нашей роте было несколько человек, которые играли в шахматы, но не только между собой, а еще и ходили в городской шахматный клуб. Однажды я познакомился с этими ребятами поближе, обрел новых друзей, и тоже стал посещать шахматный клуб.
Рыбак рыбака видит издалека, а шахматист - шахматиста
Конечно, не все ребята в роте умели играть в шашки или в шахматы, но все же были любители этих игр. Игроков в шашки, как правило, всегда больше, чем шахматистов. Правда, были еще курсанты, которой просто любили играть в нарды. Я умел играть во все эти игры, но всегда предпочитал шахматы, иногда играл в шашки, а в нарды практически не играл. Как правило, все эти игры проходили в своих классах, поэтому соперники были только со своего взвода. Однажды к нам в класс зашел курсант Левчик со второго взвода и подошел ко мне. Он был как раз одним из тех ребят, кто посещал шахматный клуб.
— Мне сказали, что ты играешь в шахматы, это так? - спросил он у меня.
— Да, немного играю, - сказал я.
— Давай сыграем пару партий, - предложил мне Левчик.
Мы сыграли всего пару партий. Не помню, чем они тогда закончились, но мне показалось, что Леонид играет лучше меня. После Левчика ко мне подходили и другие ребята, которые не прочь были поиграть со мной в шахматы. Так началось мое знакомство с заядлыми шахматистами нашей роты.
О том, как я учился играть в шахматы
Впервые играть в шахматы мне предложил старшеклассник, с которым мы лежали в больнице на хирургическом отделении. Мне тогда только-только должно было исполниться 7 лет. Меня положили в больницу для удаления гланд. Почему в тот период в больнице лежал тот старшеклассник, я не знаю. Очевидно, ему было скучно, поэтому он выбрал меня, чтобы я составил ему компанию.
— Хочешь, я научу тебя играть в шахматы? Ты знаешь, что есть такая игра? - спросил у меня парень.
— Да, знаю, - сказал я, - но я не умею в нее играть.
— Я тебя научу. Шахматы - это древняя и очень интересная игра, которая пришла к нам из Индии.
Паренек рассказывал мне о шахматах все, что сам знал о них. Потом он показал мне фигуры, назвал каждую из них и показал, как правильно их расставлять на шахматной доске.
— Иногда некоторые фигуры называют неправильно. Например, вот эту фигуру иногда называют офицером, но правильное ее название - слон. А эту называют турой, но это тоже неправильно. Это ладья. Сейчас я покажу тебе, как правильно расставлять все эти фигуры на шахматной доске.
Старшеклассник показал, как расставлять фигуры, потом стал объяснять, как они ходят. Он ничего не упустил, рассказала мне о рокировке короля, о правиле битого поля, о превращение пешки фигуру, о хитрых ходах коня и так далее.
Я внимательно слушал его. У меня всегда была хорошая память, поэтому я запомнил все с первого раза, но сама игра показалась мне очень сложной.
— Ну, что же ты, ходи! - сказал старшеклассник после того, как сделал ход белыми.
— Нет, - сказал я, - это очень сложная игра, поэтому я пока не хочу в нее играть.
— Ты только попробуй! Увидишь, тебе понравится. Если хочешь, то можешь начинать играть белыми фигурами, - сказал паренек и повернул доску на 180°. - Ходи!
— Нет, - категорически отказался я.
И как старшеклассник меня не уговаривал, я так и не начал играть с ним эту партию. Конечно, он был разочарован. Я предложил ему сыграть со мной в шашки, потому что знал эту игру и умел в нее играть, но паренек тоже отказался.
— Извини, но шашки - это вчерашний день для меня.
Так я узнал, как называются шахматные фигуры, как они расставляются на доске, и как ходят по ней, но играть начал только в 15 лет.
Есть у меня школьный друг Николай, с которым мы познакомились и подружились еще в школе в 6 классе. У нас было много общих интересов. Например, зимой мы ходили кататься с ним на лыжах, иногда вместе ходили на рыбалку. А еще были вечера, которые я проводил у него в гостях.
— Ты умеешь играть в шахматы? - спросил у меня как-то Николай.
— Ты знаешь, я знаю, как называются фигуры, знаю, как они расставляются, даже знаю, как они ходят, но никогда не играл в шахматы, - сказал я Николаю.
— Может быть, тогда попробуем и сыграем?
— Давай, попробуем.
Предложение друга мне было интересно. Так я начал играть в шахматы. Шахматные партии длились недолго. Я умудрялся проигрывать их своему другу по 15 штук за один вечер.
— Как так? - возмущался я. - Я не могу выиграть у тебя ни одной партии.
У меня появился настоящий азарт. Постепенно некоторые партии сводились в ничью, а некоторые я даже выигрывал. И все же, наверное, моим лучшим результатом тогда, было две победы и три ничьих партии из пятнадцати возможных.
Мы едем в шахматный клуб
Однажды ко мне подошел курсант Сергей Туркин из третьего взвода. Как я узнал позже, он был старшим среди всех шахматистов самым заядлым из них.
— Мне сказали, что ты неплохо играю в шахматы. Может быть, сыграем партейку? - спросил и предложил Сергей одновременно.
— Давай, сыграем, - сказал я.
То, что Сергей хорошо играет в шахматы, я понял сразу, еще в первой нашей игре.
— Хочешь, я научу играть тебя лучше? - спросил Туркин.
— Научи, если можешь.
— Хорошо, - сказал Сергей. - В эти выходные мы поедем в шахматный клуб. Хочешь поехать с нами?
— Поехали, - согласился я.
До выходных было еще несколько дней, Сергей каждый вечер рассказывал мне что-нибудь из шахматной теории.
— К сожалению так быстро все не расскажешь. А еще нужно время для того чтобы это все усвоить и начать применять на практике. Но, я вижу, что ты хороший ученик. Буквально за три дня ты стал играть лучше.
В воскресенье меня и Сергея отпустили в увольнение, и мы поехали в шахматный клуб. Он находился в Старом городе Тольятти. Сергей рассказал мне о правилах посещения клуба, а также о правилах поведения в нем.
— Тут есть небольшая шахматная библиотека. Вот книжки, которые можно почитать. А еще есть книжки, которой можно купить. Я, например, советую тебе купить вот эту книгу по теории эндшпиля. Или можешь купить книжку Ботвинника - мастера этюдов.
Я послушался Сергея, купил книжку по теории эндшпиля, с Ботвинником решил подождать, купил его книгу позже. Сергей познакомил меня с ребятами, которые были младше нас, но были завсегдатаями шахматного клуба. Он сказал мне, что все они играют не ниже второго разряда.
— А вот новый товарищ, который тоже будет участвовать в турнире, и играть против вас. Его зовут Валерием, можете познакомиться.
Ребята с интересом отнеслись ко мне, и каждый из них захотел сыграть со мной партию в шахматы. Это были три мои позорные партии, я проиграл их все, причем влегкую.
— Хе! Ха-ха-ха! - посмеялись надо мной школьники.
В тот день я понял, что мне до этих ребят еще далеко. По дороге в училище Сергей сообщил мне новость.
— Я записал тебя на шахматный турнир, как шахматиста со вторым разрядом, - сказал Туркин. - При этом мне пришлось сказать, что твоя учетная карточка находится дома. Мол, ты не думал, что будешь тут посещать шахматный клуб и играть в шахматы, поэтому оставил ее дома. Хорошо сыграешь, подтвердишь второй разряд, получишь новую карточку.
Эта новость была для меня полной неожиданностью.
— Какой турнир? Ты что, эти ребята - школьники, но они играют лучше меня в несколько Раз.
— Ничего, - сказал Сергей, - у тебя еще есть время на подготовку. Тебе, как и мне, выпишут маршрутный лист. Я поговорю с кем надо. Дело в том, что турнир идет не только по выходным дням. Клуб придется посещать через день.
Это заявление Сергея было для меня неожиданностью. Позже я узнал, что все его товарищи не были такими страстными шахматистами, как сам Сережа Туркин. У них были свои личные планы, которые никак не совмещались с походами на шахматные турниры. У Сергея был первый разряд по шахматам, но играл он гораздо лучше и давно хотел получить звание кандидат в мастера спорта по шахматам.
— И как скоро начнется этот турнир? - спросил я у Сергея.
— Через неделю, - спокойно сказал Туркин.
— Ты шутишь и смеешься надо мной?
— Нет, я совершенно серьезно тебе это говорю. Через одну неделю мы будем с тобой участвовать в городском турнире по шахматам. Не переживай, у тебя еще есть время потренироваться. Потом у тебя есть книга и я. Я дам тебе еще одну книгу, поучишь эндшпили.
Я не был уверен, что подтвержу второй разряд, а значит, подведу Сергея.
Шахматный турнир
Как и обещал, Сергей помог мне с шахматной теорией. Я же в свою очередь изучал и дебюты, и эндшпили. К своему удивлению, я узнал, как много всего я еще не знал о шахматной игре. Познакомился я поближе и с историей шахмат. Оказалось, что первоначально, такие шахматные фигуры, как слон ладья и ферзь, максимально могли ходить только на четыре клетки. Зато при этом они могли тоже прыгать через фигуры, как и конь. Было много поправок и дополнений внесено в правила шахматной игры.
Сергей научил меня тому, как нужно записывать шахматную партию, а так же, как пользоваться шахматными часами.
— Запомни, тронул фигуру - ходи! Хочешь поправить фигуру, скажи, что хочешь поправить. Сам не хватайся и за соперником следи. Прежде, чем сделать ход, запиши его. Потом посмотри еще раз на доску, убедишь в правильности своего решения, только после этого берись за фигуру и ходи ею. Если увидишь ошибку, ничего страшного не случиться, если ты исправишь запись, - говорил мне Сергей. - Используй время соперника, думай вместе с ним, это даст возможность выиграть время. Не волнуйся, не выдавай себя, если ошибся. Наблюдать за своим соперником. Ну, и потом, если видишь, что партия стопроцентно проиграна, прояви уважение к противнику - сдай партию.
Все эти и другие наставления Туркина помогли мне в процессе игр.
Моя первая шахматная партия была очень длинной. Я выиграл ее на 92 ходу. Моим соперником был один из тех школьников, с которым Сергей познакомил меня в первый день. Он претендовал на первый разряд. В общей сложности мы играли три часа, и были самыми последними среди всех участников. Мало противника осталась одна проходная пешка, а у меня и слон. Мой соперник предложил ничью, но я отказался.
— Зря ты это сделал, - сказала мне зло, - сейчас я выиграю тебя эту партию. И, если даже не выиграю, то все равно будет ничья.
Буквально через несколько ходов я отобрал у него последнюю пешку. Мой соперник позвал судью.
— Смотрите, смотрите это же ничья! - громко говорил он.
— Я не согласен.
— Теоретически, - начал говорить в суде, - с помощью коня и слона можно поставить мат, но это очень сложно. Потом существует такое правило, что если в течение пятидесяти ходов не будет поставлен мат, то партия все равно будет признана ничьей. Вы так задержались, все уже закончили игру. Может быть, согласитесь на ничью?
— Нет, - сказал я, - я могу поставить ему мат.
— Ну, хорошо, начните играть, - сказал судья, - а мы посмотрим. Если мы увидим, что игра бесперспективная, то остановим ее.
Я по своему сопернику буквально в течение десяти последующих ходов. Король нового соперника находился не в выгодном положении. Он почти был прижат к углу. Теория эндшпилей, которую я изучал, помогла мне одержать победу.
Когда мы с Сергеем покинули шахматный клуб, то вся моя голова просто гудела. Мне казалось, что все клетки моего мозга возбуждены. От этого ощущения и от эйфории, было такое ощущение, что голова стала в два раза больше в диаметре, чем была до шахматного турнира. Я сказал об этом Сергея.
— Удивительно, что на моей голове фуражка еще 57 размера, а не переваливает за сотню.
— Ты молодец, я тебя поздравляю, - сказал Сергей. - Правда, я подходил к вам и видел, что ты мог выиграть у него раньше, но ты упустил свой шанс. Все равно ты молодец, ты его сделал.
Мы вернулись с Сергеем в училище. На следующий день Туркин предложил мне разобрать мою партию, и указал мне на все мои промахи.
Забегая вперед, хочу сказать, что тот шахматный турнир я сыграл хорошо и подтвердил второй разряд. Прошло сколько - то времени я начал играть на уровне перворазрядников. Конечно и сегодня, когда я играю в шахматы, то вспоминаю Сергея - своего друга, товарища и учителя по игре в шахматы.
Тайна, которую знали только посвященные
В парке Старого города, вдоль одной аллеи стояли скамейки, на которых сидели шахматисты. Рядом был небольшой павильон, там можно было взять шахматы и часы на прокат. Мужики очень часто играли в блиц на деньги. Это были пятиминутные игры. Вернее на партию каждому игроку давалось по 5 минут, то есть вся партия могла длиться не более чем 10 минут. Проигрывал тот, кому поставили мат или у него упал флажок, то есть кончился лимит его времени на игру.
Ребята шахматной элиты нашей роты иногда ходили в этот парк, чтобы выиграть там рубля три для себя. Сначала садился играть кто-нибудь из наших шахматистов, играющий слабее товарищей. Тут, как говорится, как повезет. Потом играть садился Сережа. Как правило, это была игра в одни ворота. После этого ребята довольные уходили тратить выигранные деньги. Конечно, подобные игры на деньги были запрещены и не приветствовали в советском обществе, но придуманы они были не нашими курсантами.
Через пару месяцев ребят уже хорошо знали в лицо, и играть с ними больше никто не хотел, все знали, что выиграть у Сергея было невозможно.
Продолжение следует
Первый курс (начало) - Второй курс (начало, часть 26) - Третий курс (начало, часть 40) - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - Продолжение
Пишите комментарии, ставьте лайки, делитесь статьями и подписывайтесь на мой канал на Яндекс Дзен.
Желаю всем успехов и побед!