Найти в Дзене

Первые сражения миноносцев...

31 мая, пятница. Капитан Гарсия, на своем миноносце "Fawn" (Олененок) и "Bailey" (Двор замка) случайно, уже возвращаясь от побережья Сардинии, повстречали чуть южнее Балеарских островов итальянский конвой. Тот тоже состоял из двух миноносцев охранения и трех транспортов. Капитан Гарсия свою задачу знал очень хорошо - любой ценой, даже собственной гибели уничтожить транспорты.

Материальная часть испанцев состояла из двух миноносцев американского ещё производства. Кораблики водоизмещением 216 тонн, скоростью 31 узел и вооруженные четырьмя орудиями калибром 4,1" (104 мм) и одним аппаратом для пуска мин, храбро устремились на противника.

Огонь двух испанских миноносцев сосредоточился на головном итальянце. Им оказался тип "Daga" (Кинжал) и название своё оправдывал. На нем установлены не только более мощные, чем на испанских миноносцах, 4,4" (112-мм) орудия в количестве трех, но и три гораздо более скорострельные 2" (51-мм) орудия. Но еще более неприятным сюрпризом, для пары испанцев стало то, что три транспорта тоже активно вели стрельбу из своих 3" и 2" орудий. Причем транспорт, хоть и не бронирован как миноносец, но железо на нем толще, а по размеру он больше и попасть с него, по миноносцу легче, хоть и отобрали туда матросов с бору по сосенке. Тут все решал Его величество - случай. Первым удача улыбнулась испанцам и они 4,1" еще американским еще снарядом поразили "Сириус", к сожалению, без серьезных последствий. Затем, когда испанские миноносцы почти прорвались к транспортам, ведь их скорость составляла 31 узел, против 29 у итальянцев снаряд вошел в корпус "Двора замка". Миноносец загорелся, появилась течь, но команда героически справилась. Многочисленная стрельба, как с четырех миноносцев, так и с трех транспортов шла в "молоко".

В атаку на жирный транспорт "Триполи", видимо перевозивший лошадей, отправился сам капитан Гарсия. Его миноносец вышел, как на учениях и единственный минный аппарат навелся и направил "рыбку" верным курсом. Мина красиво вошла в центр транспорта, как нож в масло, и взорвалась. Пока шло сближение миноносца с транспортом, то атакующий нахватался еще снарядов. Ведь миноносец как скорлупка. Он получил два 3" и три 2" снаряда. Повреждена надстройка, пожар и затопление, затем еще и еще. На отходе течь увеличилась и последовали новые попадания с огромных транспортов, которые из за дымов, казались морякам с миноносца все больше и больше, словно они увеличивались в размерах. Миноносец "Оленёнок" пошел ко дну.

Его товарищи на "Дворе замка" решили добить транспорт и затем, с честью выйти из боя. Развернулись, догнали, хоть и здорово рисковали, всадили мину с другого борта, но взрыватель не сработал. Попадания 4,1" орудия оказались слабоваты для транспорта, подобного водоизмещения и миноносец, получив пару 4,1", одно 3" и три 2" снаряда, был вынужден ретироваться, поняв, что останься он здесь, то тоже пойдет ко дну, на корм рыбам.

Вторым событием, между маем и июнем, стал перехват в воскресенье 2 июня отрядом капитана Фернандеса в составе семи 500 тонных истребителей миноносцев трех итальянских бронепалубных крейсеров близ побережья Алжира.

Итальянцы послали на патрулирование свои лучшие бронепалубные крейсера: "Гай Марий", "Клавдий Тиберий" и "Минерва". Им на встречу гордо шли: "Новая Испания", "Альканада", "Вулкан", "Конеджера", "Анага", "Гросса" и американский трофей "Тэлбот".

Испанский капитан Фернандес быстро определил, кто перед ним, благо опыт имелся, и он понимал, что надо срочно атаковать, иначе итальянцы всех перетопят и повел свой отряд курсом сближения с противником. Первым загорелся второй итальянский крейсер. Ему снаряд прямёхонько угодил в корму. Макаронники занервничали, пустили дымы. Головной крейсер "Минерва" пустил мину, чтобы напугать противника и заставить его держаться подальше от приличной девушки, ходящей в этих водах.

Первый обнаруженный итальянский крейсер - уже с поврежденной средней трубой
Первый обнаруженный итальянский крейсер - уже с поврежденной средней трубой

Но, не таким простаком был капитан Фернандес. Он отправил старый трофейный "Телбот", полученный у американцев, как приманку. В его экипаж он зачислил 17 самых отчаянных парней со всего отряда не боящихся ни черта ни Бога. Именно они смогли попасть и поджечь "Клавдия Тиберия" и вот сейчас, получив пять 4,1" и три 2" снаряда их героический кораблик тонет, так и не сумев выпустить мину и надругаться над изящными обводами итальянского крейсера.

Но, самое важное в своей жизни он сделал - предоставил возможность всему отряду выйти для залпа своего основного оружия. Хрупкую "Минерву", а бронепалубному крейсеру тяжелый корпус ни к чему, поразили сразу три мины и все сработали штатно! Вышла из строя паровая машина и крейсер стал крениться на правый борт, обильно вбирая соленую, холодную забортную воду, как алкаш после запоя.

Миноносец "Анага" получил снаряд, превратился в вулкан Тейде, затем еще извергнулся и затонул
Миноносец "Анага" получил снаряд, превратился в вулкан Тейде, затем еще извергнулся и затонул

В атаку на "Клавдия Тиберия", с горящей кормой, вышли миноносцы "Анага" и "Grosa" (как переводиться прошу написать). Если "Анага" с носовых румбов выпустил три мины и в итальянский крейсер угодила одна, вызвав затопление, то второй испанец выпустил почему-то мины в уже раненую, но не желающую затонуть, "Минерву". Наверное, что-то перепутали. Три мины с миноносца "Grosa" попали и взорвались на уровне верхней палубы, вызвав детонацию, видимо, снарядов и зарядов. Произошел обалденный фейерверк. Канониры со всех кораблей даже на несколько секунд прекратили огонь, так как подобного никогда не видели.

Мудрость войны пошла на дно сразу, не выдержав насилия над собой с использованием сразу шести мин, практически одновременно! Ведь у всего есть предел прочности.

В атаку на третий (замыкающий) итальянский крейсер вышел миноносец "Новая Испания" с самим капитаном Фернандесом и удачно пустил мину прямо в центр корпуса "Гая Мария", одним ударом затопив два отсека с котлами из трех. Но и сам испанский миноносец получил удар под дых в виде мины из носового аппарата итальянца. Если бы испанский миноносец принадлежал к любому из предыдущих проектов, то он гарантированно пошел бы ко дну. Но 500 тонный миноносец, разработанный при активном участии дона Кондратиаса, с честью выдержал удар. Один отсек оказался затоплен, но смежные своими переборками сдержали напор забортной воды. Главное было не получить новых повреждений.

Добивать подранков поручено миноносцам "Конеджейра" (он всадил две мины в "Гая Мария" и "Альканаде", она наводит аппараты по осевшему носом "Клавдию Тиберию". Пуск мины слегка заметен, сердце замирает в ожидании неизбежного... И "Гай Марий" отправляется на встречу с "Минервой".

У испанских миноносцев остается всего один противник, но они не представляли какой он. А если бы представляли, то сразу бы ретировались. Нет, на оставшемся в живых итальянце было точно столько же орудий, как и на двух его затонувших систершипах, аналогичные машины и броня. Но, на нем было то, что не измеришь в сантиметрах, миллиметрах, узлах и дюймах. А именно, слаженность действий, профессионализм, как команды, так и капитана, а также храбрость и решительность. Именно этот крейсер уже затопил "Тэлбот" и "Анагу", хоть на это в горячке боя никто и не обратил внимания, а стоило.

На итальянском бронепалубном крейсере "Клавдий Тиберий" служили настоящие мужчины, подобные древнему полководцу Германику, в честь него назван крейсер, и даже, когда прогремел взрыв, они не только боролись за живучесть, как предписывал устав, но и стреляли, причинив своему обидчику "Альканаде" пожар с затоплением и гибелью пары матросов.

Миноносец "Новая Испания" на морское дно не стремился, включил реверс и дал три узла задним ходом, всеми силами работая над тем, чтобы остаться на плаву.

Опасное положение, в которое угодил миноносец "Новая Испания", оказавшись под огнем очень опасного противника
Опасное положение, в которое угодил миноносец "Новая Испания", оказавшись под огнем очень опасного противника

Но он оказался в опасной близости от кровожадного убийцы - "Клавдия Тиберия", ведь "Альканада" и "Конеджейра" отошли, после удачных минных ударов, а "Гроса" и "Вулкано" еще не вернулись.

Сейчас судьба решала, либо итальянец от полученных повреждений пойдет на дно, или он пустит поврежденный миной миноносец. Что наступит раньше?

Испанец выстоял, а на "Клавдия Тиберия" вышел в атаку "Вулкан" и сам получил мину прямо в борт. Атакующий сам превратившись в вулкан, отошел и принялся латать дыру в борте. Из его трех мин две попали и лишь одна взорвалась, не причинив видимого вреда.

Итальянский крейсер продемонстрировал поразительную живучесть и уже получив пять ударов самодвижущихся мин, с неработающими двумя кочегарками, развернулся намереваясь таранить "Новую Испанию".

Подранка догоняли миноносцы: "Гросс", на котором снаряд с "Клавдия Тиберия" вызвал взрыв мины, и "Конеджера", который выпустил три мины, в корму попали две, но обе не взорвались, так как итальянский капитан умело научился подставлять набегающим в волнах минам корму с работающими винтами. Вода бурунами отходила от винтов и траектория самодвижущихся мин хаотическим образом изменялась.

Миноносец "Гроса" ведет преследование
Миноносец "Гроса" ведет преследование

К итальянцу подошел миноносец "Альканада", выпустил мины, они опять не взорвались. Итальянец умело подставлял корму. Но сам "Альканада" получил столько попаданий, что стал течь как дуршлаг и капитан дал команду "Все за борт". Видимо итальянский капитан уже научился бороться с минами. Но затем множество 90-мм попаданий с четырех уцелевших миноносцев (два из которых получили по мине) поставили крест на судьбе гордого крейсера.

Испанцы разменяли три миноносца на три бронепалубных крейсера, что безусловно являлось победой. Погиб 151 испанец, против 927 итальянцев. Более детальный разбор штаба флота в Кадисе выявил отвратительную точность канониров на испанских миноносцах и капризность самодвижущихся мин, из которых взрывались в лучшем случае 2/3. Ставка на скоростные мины признана верной, так как противник просто не успевал отворачивать с опасного курса, а атаковать конвой малыми силами тоже было признано бесперспективным делом.