Бунт рабочих, требующих повышения зарплат и снижения цен, состоялся 2 июня 1962 года в городе Новочеркасск. В результате конфликта были убиты или ранены десятки человек, а информация о событиях ― строго засекречена и обнародована лишь после распада СССР.
Предпосылки забастовок в городах СССР
Новочеркасскому бунту предшествовала забастовка на электровозостроительном заводе имени Буденного начатая 1 июня 1962 года. Рабочие протестовали против роста цен на еду и одновременного снижения заработной платы. Цены на молоко, мясо, многие крупы и ряд других продуктов были повышены якобы «по просьбам трудящихся» на 30% и более.
Импровизированные забастовки примерно в те же дни происходили на многих крупных предприятиях Москвы, Киева, Риги, Ленинграда, Донецка, Днепропетровска. Неустановленные лица расклеивали листовки с призывом к свержению советской власти, но везде, кроме Новочеркасска, митинги закончились без крови и серьёзных жертв.
После XXII съезда КПСС, проходившего в октябре 1961 года в Москве, цены стали расти. Только вот в предыдущие годы цены хоть немного, но периодически снижались. Поднятие цен должно было искоренить дефицит, хоть и играло не в пользу Хрущёва. В конце 1961 года СССР пустил на закупку продовольствия (преимущественно зерна) за границей часть валюты, полученной от продажи углеводородов.
К этому времени вовсю развивалась «кукурузная компания», продвигаемая Хрущёвым. Кукурузой засевались огромные площади (на пике кампании ― десятки миллионов гектаров), одновременно производилась борьба с личными подсобными хозяйствами. Запрещалось даже разводить на придомовых территориях кур, потому мясо можно было купить лишь на рынке и очень дорого.
Для нужд сельского хозяйства у городского населения буквально изымалась часть средств. Закупочные цены на КРС, свиней, птицу, сливочное масло и пр. повысились, как и розничные цены для покупателей.
Бунт в Новочеркасске
Новочеркасский завод электровозов располагался в поселке Буденновский. В данном населённом пункте были крайне плохие условия жизни. Сам завод характеризовался текучестью кадров (на работу брали даже бывших заключённых), общей технической отсталостью. Месяца за три до «Новочеркасского бунта» начальство завода на 1/3 увеличила нормы выработки, одновременно снизив расценки за тяжёлую работу на производстве. Зарплата упала в разы, и некоторые цеха стали бастовать почти сразу после таких нововведений.
1 июня, рано утром, формовщики сталелитейного цеха организовали стихийный митинг. Приказы начальства о возвращении к работе литейщики проигнорировали, а позже к ним присоединились люди из других цехов. Рабочие требовали повышения расценок за труд. В 11 утра более 200 рабочих цеха отправились к заводоуправлению НЭВЗ, а потом к ним присоединились рабочие из остальных цехов ― всего более 1000 человек.
В ходе переговоров с администрацией возник конфликт. На вопрос рабочих, «Как нам дальше жить?», директор якобы в шутку ответил: «Не хватает на мясо — жрите пирожки с ливеркой!». Далее последовало нападение на директора и его приближённых, с последующим их бегством.
Рабочий Виктор Власенко включил заводской гудок (его потом за это посадили на 10 лет), и к митингующим присоединились ещё 4000 человек, живущих в посёлке и работавших на местных предприятиях. Более 5000 человек контролировали завод, пока к 3 часам ночи не были вытеснены войсками и танками, которые приказал ввести Хрущёв.
Кровавая трагедия в Новочеркасске
В результате бунта, военные установили комендантский час в городе, задержали 22 зачинщиков беспорядков. Утром рабочие, которые отказались работать принудительно и почти бесплатно, пошли к зданию горкома партии, расположенному в центре Новочеркасска. Путь бунтующих проходил через мост, ведущий в город.
Генералу-лейтенанту танковых войск Матвею Шапошникову в тот день приказали двинуть танки на решившихся перейти мост. Военачальник отказался, мотивируя, что «не тот это противник, которого стоит атаковать танками». Позднее он же признался, что такие действия привели бы к гибели тысяч человек.
Рабочие перешли реку (многие ― просто вброд), в городе к ним присоединилась молодёжь, женщины, дети (в том числе сироты из местного приюта), пьяные городские маргиналы. Толпа вышла на улицу Ленина, где находилось несколько административных зданий. Членов Президиума ЦК экстренно эвакуировали в Первый военный городок. Протестующие ворвались в здание горкома, круша всё на своём пути. Кто-то выставил на балконе красный флаг и изображение Ленина, выкрикивая требования о повышении зарплаты. Часть людей побежала в направлении горотдела милиции, чтобы захватить оружие и освободить задержанных ранее.
Через 20 минут после атаки здания по площади уже ехали бронетранспортёры и шёл мотострелковый взвод, который ничего сделать не смог. Далее прибыли около 50 спецназовцев с автоматами под руководством генерал-майора Ивана Олешко. Последний вышел на балкон, призвал бунтовщиков разойтись, приказал сделать пару предупредительных выстрелов в воздух. Протестующие попытались разоружить солдат, которые стали стрелять, обороняясь. Последующее расследование показало, что выстрелы производились также с крыш, на которых скрывались агенты КГБ, ранее приехавшие под видом артистов. Толпа стала разбегаться, но уже были убиты 17 (по другим данным 22) человек, в том числе несовершеннолетние. Еще 5 (по другим данным ― 9) человек были убиты в процессе попытки штурма горотдела милиции. Огнестрельные ранения получили от 45 до 78 человек.
Беспорядки продолжались и 3 июня 1962 года: в ночь на 4 июня задержали ещё почти 240 человек. Чтобы переломить ход конфликта в свою сторону, власти пообещали внести изменения в правила торговли и условия нормирования труда.
Последствия бунта
Убитые были похоронены на разных кладбищах: после рассекречивания данных стало ясно, что жертв могло быть намного больше. В августе в Новочеркасске состоялись суды, по итогам которых 7 человек были приговорены к смертной казни, а ещё 103 человека получили сроки 2-15 лет. Осуждённые и расстрелянные по суду были реабилитированы лишь в 1996 году. Уголовное дело против тех, кто инициировал расстрел (Хрущёв, Микоян, Козлов и другие) было прекращено по причине смерти основных фигурантов.
Мой канал ВКонтакте и ещё несколько любопытных историй из прошлого СССР: