В скором времени в Нижегородском кремле снова заработает исторический фуникулер — спустя почти 100 лет после закрытия этот необычный объект примет первых пассажиров. Жители и гости города смогут воспользоваться уникальным аттракционом уже весной 2023 года. Когда-то он являлся частью трамвайной системы, соединяя между собой изолированные друг от друга линии электрического рельсового транспорта.
Не имеющий аналогов в Российской империи
Проект, приуроченный к Всероссийской промышленной и художественной выставке, реализовали к лету 1896-го. Хотя сама по себе идея, предложенная «Финляндской компанией легкого пароходства», не была новой — соорудить подъемную машину для связи районов намеревались еще в 1880-х, но тогда это осталось на уровне инициативы.
Всего было построено два элеватора (как их тогда называли) — Похвалинский и Кремлевский. Протяженность последнего составила 133 м (от Часовой башни до ночлежного дома у Церкви Иоанна Предтечи), перепад высот — 63 м. На преодоление маршрута уходило около 1,5 минут. Аналогов подобной системы в России тогда не было, хотя в Европе ее уже применяли.
Л. А. Мухосеев. Путеводитель по Нижнему Новгороду и Нижегородской ярмарке. — Нижний Новгород, 1904. — С. 33-34, 37-38:
«В западной части сада помещается Кремлевский элеватор (для спуска и подъема пассажиров), путь которого проходит под стеной Кремля. Западная сторона сада примыкает, к кремлевской стене (близ Северной башни), с которой открывается дивный вид на ярмарку... Движение вагонов русского общества электрических дорог и освещения совершается по линиям: I) Острожно-Похвалинской... II) Кремлевско-Монастырской — от Крестовоздвиженского монастыря по Б. Ямской до ул. Полевой, на Полевой до Ново-Базарной площади, по Б. Покровке в Кремль до Кремлевского элеватора... III) Нижне-Базарной линии — от Кремлевского элеватора по Рождественской ул. до Похвалинского элеватора и далее по Плашкоутному мосту (зимой через лед)».
На водяной тяге
Работали фуникулеры в маятниковом режиме на водяной тяге. На линии эксплуатировалось два вагона, соединенных между собой гибким канатом и оборудованных специальной емкостью. При ее наполнении один вагон под силой тяжести начинал спуск вниз, приводя тем самым в движение другой (в котором в это время вода, напротив, сливалась), следовавший навстречу первому. Примерно посередине путь раздваивался.
Вагон вместимостью 30 человек посредством перегородки делился на две части — сидячую и стоячую. Проезд в салоне первого класса стоил 5 коп., второго — 3 коп. При этом некоторые категории граждан (студенты, полицейские, почтовые служащие) имели определенные льготы на проезд.
Возрождение Кремлевского элеватора – давняя идея
С небольшим перерывом в общей сложности фуникулеры проработали примерно три десятилетия. Кремлевский элеватор на фоне развития трамвайной сети за ненадобностью закрыли в 1927-м, а на следующий год из эксплуатации вывели и Похвалинский. Хотя относительно сроков можно встретить противоречивую информацию. Так или иначе, но в 1930-х этот примечательный вид транспорта уже не действовал.
Вопрос его восстановления поднимали не раз, но дальше слов дело не двигалось. Лишь в 2019 году объявили о подготовке соответствующего проекта, а к концу следующего года стартовали строительно-монтажные работы. Примечательно, что большую их часть пришлось выполнять, как и в 19 столетии, вручную — уклон фуникулера (свыше 22 градусов) не позволяет использовать тяжелую технику. Изначально сообщалось, что кампания обойдется в 700 млн руб. Но в итоге сумма выросла почти в два раза.
Новая достопримечательность
Без сомнения, фуникулер станет одной из уникальных достопримечательностей Нижнего Новгорода. Если говорить о его практическом применении, то он позволит туристам избежать пешего подъема, соединив местный кремль с Рождественской улицей.
Фуникулер будет курсировать по старому маршруту со скоростью 2 м/с. Вагоны станут чуть вместительней — до 40 человек. Пропускная способность составит 640 пассажиров в час. О стоимости билетов пока не сообщается, но некоторые эксперты полагают, что проезд будет не из дешевых (как и в прошлом веке), чтобы покрывать расходы на содержание объекта.