Почему ведьмы летают на метлах, и откуда взялись рассказы о полетах задом наперед и волшебных мазях?
Есть много разных версий – почему летали на метле.
По одной, метла – типичный атрибут женщины-домохозйяки.
Но не менее актуальной была и версия, объявлявшая метлу фаллическим символом. В езде на метле задом наперед видят выражение женского начала в магии: в древних ритуалах «помелище» воспринималось как фаллический символ, а пучок прутьев – как символ женской энергии.
На самом деле объяснение уходит корнями в язычество.
Весной, совершая обряд на получение богатого урожая, крестьянки танцевали на поле и распевали песни, прыгая с вилами и метлами.
Это можно сравнить с описанием шабаша в книге Реджинальда Скота 1584 года:
«На этих магических собраниях ведьмы никогда не переставали танцевать. Они пели, кружились с метлами в руках, скакали по деревьям и переносились на большое расстояние».
Ведьмы обязательно должны участвовать на сходках шабаша
На эти сходки они едут верхом на метлах и кочергах, предварительно намазавшись волшебною мазью. Путь идет обыкновенно чрез дымовую трубу по воздуху, высоко над землею, иногда же ведьмы бегут туда пешком в образе собаки, кошки или зайца.
Эти полеты ведьм на шабаш считаются актом, вменяемым дьяволом им в обязанность, от которой они никак не могут освободиться.
«Судя по протоколам инквизиционных допросов, обвиняемые в ведовстве и оборотничестве объясняли свою способность превращаться в волков и других животных и в этом обличье нападать на людей, а также летать на ведовские сборища — шабаши, где служилась «черная месса» в честь Сатаны, применением специальных мазей, - пишет Ю.Е. Арнаутова, (Арнаутова Ю.Е. Колуны и святые. - СПб., 2004) -. В их состав входили обычно жир, вытопленный из сваренных живьем или выкраденных с кладбища младенцев, кровь летучей мыши, сажа, ароматические и ядовитые растения.
Мази наносились на наиболее чувствительные, в особенности эрогенные, зоны тела.
Джордано де Бергамо писал еще в XV веке:
«Вульгарно даже представить, но ведьмы признаются, что в определенные дни или ночи они обрабатывают свой шест или метлу мазью и перемещаются на ней к назначенному месту. Также они мажут себя под мышками и в других волосистых местах».
Разумеется, рассказы о рецептах подобных мазей как и вообще все содержание «признаний» ведьм и оборотней (вервольфов) представляли собой фантастическую смесь архаических, уходящих корнями в народную магию, представлений о ведьме, варящей в котле свои зелья, — с одной стороны, и изощренных домыслов инквизиторов, начитавшихся трактатов по демонологии, алхимии, фармации, — с другой. Это была своеобразная традиция, отчасти навязанная допрашиваемым постоянно повторяющимися вопросами инквизиторов, отчасти вдохновленная «ведовским фольклором», который был у всех на слуху в это смутное, голодное, страшное время.
Однако, несмотря на то что колдовские мази фигурируют в судебных протоколах как вещественные доказательства крайне редко, их, по-видимому, все же пытались изготавливать и использовать те, кто (по разным причинам) действительно считали себя ведьмами и оборотнями. Воспаленная фантазия оговоривших себя людей, питаемая массовыми представлениями о ведовстве и оборотничестве и общим духовным климатом эпохи, была лишь одной стороной дела. Рассказы обвиняемых об их превращениях в волков, козлов, кошек или полетах на шабаш, где они участвовали в ритуалах принесения обета верности Сатане, сопровождаемых дикими плясками и сексуальными оргиями, вполне могли быть следствием переживаемых ими галлюцинаций и ярких сновидений, вызываемых алкалоидами входивших в состав ведовских мазей растений, обладающих наркотическим эффектом. Эта мысль высказывалась некоторыми врачами еще в XVI—XVII вв.
В качестве доказательства итальянский врач Делла Порта проделал следующий эксперимент: женщине, которая утверждала, что она ведьма, предложили в присутствии авторитетной комиссии из врачей и судей натереться используемой ею обычно мазью. Когда она сделала это, ее заперли в небольшой комнате и продолжали наблюдать за происходящим через щель в двери. Некоторое время спустя мнимая ведьма впала в бессознательное состояние, а когда пришла в себя через несколько часов, то подробно рассказала, как летала на шабаш и что там делала. Действительно, как подтверждается современными исследованиями, несмотря на то, что рецепты ведовских мазей варьировались и включали в себя множество экзотических компонентов вроде жира младенцев или земли с кладбища, своим наркотическим эффектом они обязаны главным образом содержащимся в их растительных ингредиентах ядовитым алкалоидам — аконитину, гиосциамину, скополамину, атропину, соланину и др.
По всей вероятности, определенные субстанции мазей «обеспечивали» ощущения и галлюцинации определенного рода и содержания. К примеру, петрушка и сельдерей, со времен античности считавшиеся «растениями Афродиты», могли порождать сексуальное возбуждение и видения диких сексуальных оргий, борец волчий — ощущение падения вследствие нерегулярности сердечной деятельности, паслен, белладонна — ощущение полета, а психомоторное возбуждение, вызываемое белладонной, беленой, дурманом — могло облечься в видение неистовых танцев.
Под действием алкалоида аконитина, содержащегося в большей части ядовитых растений, окружающая обстановка в снах и галлюцинациях часто окрашивается в зеленый цвет. В рассказах обвиняемых именно зеленым (реже — голубым) огнем горят свечи в руках участников «черной мессы», и не потому ли в позднее Средневековье считалось, что зеленый — цвет дьявола? Однако в целом содержание, «сценарий», всех этих видений и галлюцинаций, равно как и содержание вообще всех средневековых видений, снов, мистических откровений или систематического бреда сумасшедших было обусловлено всей средневековой культурой и ее духовным климатом, оно формировалось на основе характерных для той эпохи массовых представлений, фобий и в целом соотносилось с «содержанием сознания» людей Средневековья» (Арнаутова Ю. Е. Западноевропейские средневековые «оборотни» С. 161–165).
О Вальпургиевой ночи - ночи, когда на горе Броккен собираются на шабаш ведьмы - сложено невероятное количество легенд и сказок. Многие из них рассказывались со свойственным народу юмором. Одну из них в своем перевод с норвежского я давала здесь
(с) Наталия Будур, текст.
Иллюстрации - из старинных книг и винтажные открытки.